«Игра как средство активизации познавательной активности на уроках географии в 6-8 классах»

Отдел образования Жлобинского райисполкома

Государственное учреждение образования

«Средняя школа № 5 г. Жлобина»

 

 

 

 

 

Описание педагогического опыта

«Игра как средство активизации познавательной активности

на уроках географии в 6-8 классах»

 

 

 

 

 

 

 

                                            

 

 

 

 

 

                                                               Дашкевич Владимир Иванович,

   учитель

              +375447203762

 

 

 

 

                                                               «Игра – это возможность отыскать

себя в обществе, себя в человечестве,

себя во Вселенной» 

Я.Корчак

 

Одна из главных проблем, волнующих меня и всех моих коллег – низкая учебная мотивация школьников. Значительная часть детей не хочет и не любит учиться. Причин этому у учащихся немало: учебное содержание отчуждено от ребенка, он не испытывает потребности в его освоении; ученик является объектом педагогического воздействия. Он отстранен от принятия решений о том, чему, как, в какие сроки, с кем учиться и др. [2, с.6] Работая над решением этой проблемы, я всегда искал способы, позволяющие повысить эффективность усвоения географических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Для формирования и развития познавательных интересов школьников существует множество разнообразных средств, среди которых не последнее место принадлежит занимательности. Занимательные вопросы и задания, всевозможные викторины, развивающие и познавательные игры,  и множество других средств помогают мне сделать предмет интересным для учащихся.

Целесообразность применения игр в процессе обучения в средней школе базируется на основополагающих идеях Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, В.В.Давыдова, Ш.А.Амонашвили и ряда других авторов, раскрывающих психологическую сущность игры, рассматривающих игру как моделирование системы отношений, возникающих в реальной жизни.

Уроки по игровой методике существенно повышают интерес учащихся к предмету, позволяют им лучше запоминать формулировки, определения, «раскрепощают» ученика, его мышление.

Процесс игры позволяет формировать качества активного участника учебного процесса, учиться находить и принимать решения; развивать способности, которые могут быть обнаружены в других условиях и ситуациях; учиться состязательности, неординарности поведения, умению адаптироваться в изменяющихся условиях, заданных игрой; учиться умению общаться, установлению контактов; получать удовольствие от общения с партнерами, учиться создавать особую эмоциональную среду, привлекательную для учащихся.

Целью данного опыта является определение  роли дидактической игры на уроках географии как средства развития познавательной  активности учащихся.

В процессе работы решались следующие задачи:

1.     Рассмотреть дидактические основы активизации познавательной активности учащихся.

2.     Изучить роль дидактической игры в процессе обучения географии.

Разработка уроков и тем с применением дидактических игр на уроках географии

Продолжительность данного опыта – 1,5 года.

Процесс изучения эффективности применения дидактических игр включал в себя:

1.                Подготовительный этап (изучение возможностей эффективного использования игровых ситуаций в учебной деятельности)

2.                Этап практической реализации (создание картотеки игр, разработок уроков с применением игровых ситуаций в 6-8 классах)

3.                Этап обобщения опыта (проведение открытых уроков, мастер-классов в школе, на методическом объединении учителей географии).

В ходе проведения данного опыта использовались разнообразные методы обучения:

1.                Когнитивные (познавательные) – метод эмпатии (вживания), метод смыслового видения, метод сравнения, метод образного видения, метод исследования, метод гипотез, метод прогнозирования, метод ошибок.

2.                Креативные (творческие) – метод придумывания, метод «если бы…», «мозговой штурм»

3. Организационные – метод ученического целеполагания, методы самоорганизации, метод взаимообучения, метод самооценки. Именно эти методы, наряду с традиционными (наглядным, словесным, практическим, репродуктивным, индуктивным, дедуктивным, самостоятельной работы), ведут к продуктивной деятельности и личностному росту ученика сообразно его индивидуальным возможностям. [4, с.5]

Чтобы получить высокое качество знаний и пробудить интерес к уроку я использую различные формы организации уроков. Прежде чем организовать учебную деятельность школьников, необходимо позаботиться о мотивах их деятельности. Например, посредством создания «ситуации интереса». В обучении иду от мотивов – к целевым задачам, а от них – к содержанию.

Дидактические игры хорошо уживаются с серьёзным учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у учащихся бодрое рабочее настроение, превращает преодоление трудностей в успешное усвоение учебного материала.

Характерной особенностью урока с дидактической игрой является включение игры в его конструкцию в качестве одного из структурных элементов урока. Определение места дидактической игры в структуре урока и сочетание элементов игры и учения во многом зависит от функций дидактических игр и их классификации. В своей работе я использую как коллективные, так и индивидуальные формы работы.

В первую очередь коллективные игры в классе следует разделять по дидактическим задачам урока, Это, прежде всего игры обучающие, контролирующие, обобщающие.

Приведу варианты различных игр, используемых мною на разных этапах урока географии и направленных на формирование разных умений и навыков.

Игры по дидактической цели (в основном это игры, охватывающие небольшую часть урока, поэтому их можно назвать игры-минутки, игры-эпизоды).

1.     Использование игровых приемов и игр при изучении нового материала:

В основе подобных игровых приемов лежит логическая операция по выделению главного, на которой основываются и навыки работы с печатным текстом, и ориентирование в информационном потоке, и умение составлять план-конспект. Кроме того, в процессе этих игр происходит определенная работа по развитию монологической речи.

1.1.Прием «Чистая доска». Перед изучением нового материала на доске записывают в произвольном порядке вопросы, нумеруются. Перед объяснением предупреждаю, что ответы будут содержаться в моем рассказе. Как только учащиеся в ходе объяснения находят ответ на определенный вопрос, он стирается с доски. Ответы могут даваться как устно, так и письменно.

1.2.Прием «Найди ошибки» (приложение 1) Учащиеся работают с учебным текстом либо индивидуально, либо разбившись на группы. Они должны внимательно изучить содержание текста по теме в течение определенного времени, при этом разрешается делать записи в тетради. Затем учебники закрываются, ученики получают листочки с похожим текстом, но с ошибками, которые им нужно будет найти. Побеждает тот, кто нашел наибольшее количество ошибок.

1.3 Прием «Номенклатурная цепочка». Ученики по очереди выходят к доске и на карте показывают изученные географические объекты. Первый ученик называет и показывает один объект, второй повторяет название первого объекта и показывает свой. Т.е., «цепочка» удлиняется с каждым вышедшим к доске учеником. Здесь тренируется зрительная и слуховая память. Внимание детей концентрируется на работе с картой.

1.4.Игра «Путешествие по карте» – при  изучении темы «Природные зоны Африки» учащиеся получают задание разработать маршрут путешествия так, чтобы он проходил через все природные зоны материка и отражал наиболее характерные черты его природы.

1.5. «Где оно находится». В этой игре учащиеся по признакам определяют географический объект.

1.6.Прием «Вопрос – ответ». Целью является изучение нового материала, усвоение новых терминов и понятий, географических закономерностей. При изучении новой темы учащиеся прочитывают текст учебника, составляют по нему вопросы, по очереди задают их друг другу, тот ученик, которому задали вопрос, даёт ответ.

2.     Использование игровых приемов и игр на этапах закрепления,

повторения и обобщения географических знаний. (Приложение 3)

 В своей практике с этой целью я часто использую географические КВНы, викторины, конкурсы. Их проведение не требует особых приготовлений, но достаточно эффективно. Рассмотрим некоторые из них.

2.1.Игра «Третий лишний». Учащимся предлагаются карточки, где есть список объектов, явлений, терминов, которые объединены каким-либо общим признаком. Задача – найти лишний. Например,  в теме «Гидросфера» в 6 классе ребята должны найти, чем отличаются моря Аравийское, Черное, Средиземное (Аравийское – окраинное, а Черное и Средиземное – внутренние). В теме «Атмосфера» в 7 классе предлагаю список ветров – пассаты, бризы, западные. Учащиеся должны увидеть постоянные ветры и удалить из перечня бризы.

2.2.Игра «Немая карта». Ученикам предлагаются фрагменты контурных карт, на которых отмечены цифрами отдельные объекты. Задача – определить объект, территорию. Готовлю задания по вариантам. Затем учащиеся осуществляют взаимоконтроль.

2.3.Игра «Лобное место». Игру обычно провожу после изучения большой темы для проверки усвоения материала. Как правило, на «лобное место» приглашаю первым ученика по желанию (это наиболее подготовленный учащийся). Одноклассники по очереди задают, сидящему на «лобном месте», вопросы по пройденному материалу. Если он правильно отвечает на 5 вопросов подряд, то получает отличную оценку и покидает «лобное место», предварительно выбрав следующего участника игры.

2.4.Прием «Лови ошибку». Провожу эту игру в качестве разминки в начале урока. Учащимся зачитывается список географических названий, где преднамеренно допущены ошибки и дается задание исправить их.

2.5.Прием «Узнай силуэт». Игра развивает память, внимательность. Учит работе с картографическим материалом. Для этой игры необходимо изготовить силуэты материков, островов, полуостровов, морей и т.д. По ним школьники определяют географический объект

2.6.Прием «Кто больше?». Данная игра носит индивидуальный характер и может применяться при проверке знаний по разным темам. Например, кто больше назовет «разноцветных» морей, географических «чемпионов», и т.д.

2.7.Прием «Кто такой? Что такое?» – проверяет  знание географических понятий. Например при изучении Южной Америки предлагаю учащимся карточки с названиями «кебрачо», «метис», «пампа» и др. Можно усложнить задачу, попросив определить их место расположения или обитания и т.д.

2.8.Прием «Собери карту». Контуры материков (может быть вырезанный кусок контурной карты), разрезаются на части. Задача: собрать правильно.

2.9.Прием «Географическая цепочка». Игра способствует усвоению названий географических объектов. Можно провести перед окончанием урока, когда осталось немного свободного времени. Учащиеся друг за другом называют географические названия, начинающиеся на последнюю букву предыдущего. Например, Африка – Аргентина – Австралия – Ямайка –Ангола – Алжир – Рим –… и т.д.

2.10.Игра «Заморочки из бочки». Предлагаю учащимся примерно 10 бочонков из игры «Лото». С каким номером учащийся достанет бочонок, тот вопрос ему (или группе) достается.

2.11.Игра « Юный метеоролог» (Приложение 2)

Учащиеся 6-7-х классов с удовольствием работают с ребусами и

кроссвордами. Их можно использовать для проверки знаний учащихся, как одну из форм домашнего задания или для работы на уроке в группах.

Для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей учащихся, формирования общеучебных и специальных умений на уроках географии использую деловые игры. Считаю, что они предназначены для более старших школьников, поэтому чаще применяю их в 8 классе. Такая игра дает возможность детям понять принцип моделирования как способа познания реальности и использовать его в своей дальнейшей познавательной деятельности. Так, при проведении сюжетно-ролевой игры «Турагенство» учащимся надо так представить рекламу своего «туристического бизнеса», заинтересовать различные группы населения своей рекламной деятельностью.

Ролевые игры рассчитаны не столько на улучшение предметных знаний, сколько на приобретение способностей самовыражения, понимание обучаемыми самих себя и позиций других людей. Такие игры занимают, как правило, весь урок и требуют четко структурировать как сам учебный процесс, так и деятельность учителя.

Таблица № 1 «Этапы учебного процесса и деятельность учителя при  проведении ролевых игр на уроке»

Общая структура

учебного процесса

Деятельность учителя

Этап ориентации

Представляю тему, даю характеристику игры, общий обзор её хода и правил.

Этап подготовки к проведению

Знакомлю со сценарием, распределяю роли, веду подготовку к их исполнению, обеспечиваю процедуру управления игрой.

Этап проведения игры:

Слежу за ходом игры, контролирую последовательность действий, оказываю необходимую помощь, фиксирую результаты.

Этап обсуждения игры

Даю характеристику выполнения действий, их восприятие участниками, анализирую положительные и отрицательные стороны хода игры, возникшие трудности, обсуждаю с учащимися возможности совершенствования игры, в том числе изменения её правил.

 

Ролевые игры предполагают наличие воображаемой игровой ситуации, в которой действуют воображаемые герои. Ролевая игра успешна в том случае, если учащиеся в ходе её дискутируют, отстаивают свои взгляды. Так, для 8 класса наиболее интересными являются сюжетно-ролевые игры типа игр-путешествий (примеры: «Путешествие по африканской саванне»», «Путешествие по Тихому океану», «Будущее Амазонии»). Так, при проведении игры «Будущее Амазонии» общий сюжет игры таков: группы учащихся представляют проекты комплексного освоения Амазонии, а ученые специалисты (биологи, гидрологи, метеорологи, экологи) и представители прессы обсуждают возможные экологические последствия в случае их реализации. Такие игры уместны в сильных классах.

Дидактические игры становятся эффективным средством активизации учебной деятельности школьников при их систематическом использовании.   Поэтому в своей деятельности стараюсь строго следовать правилам организации дидактических игр: они должны быть простыми, точно сформулированными, а географическое содержание предлагаемого материала – доступно пониманию школьников.

Требования к подбору игр следующие:

1. Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.

2. Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей.

3. Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.

Игровой характер при проведении уроков по географии должен иметь определённую меру. Превышение её может привести к тому, что дети во всём будут видеть только игру.

В процессе игры слежу за речью учащихся: она должны быть географически грамотной, правильной, чёткой, краткой.

 Игру нужно закончить на данном уроке, получить результат. Только в этом случае она сыграет положительную роль.

При организации дидактических игр с географическим содержанием приходится продумывать такие задания, которые развивают различные познавательные процессы учащихся

Таблица 2. Влияние различных типов заданий на развитие познавательных процессов учащихся

Уровни

Типы заданий

Познавательные процессы

 

Репродуктивный

Чайнворды, кроссворды, ребусы

Мышление, память, внимание

Игра «термин-понятие»

Память, внимание

Рассказ с ошибками

Внимание, память

Частично-поисковый

Составление логических цепочек

Внимание, логическое мышление

Узнай объект (по контуру, фрагменту карты, по описанию)

Внимание

Путешествие

Внимание, память, мышление, воображение

Исследовательский

Решение географических задач

Внимание, логическое мышление

Составление образа территории

Внимание, память, логическое мышление, воображение

 

Очень важным считаю воспитательное воздействие дидактических игр на учащихся. Многие из игр дают возможности для взаимообучения, так как предполагают групповые формы работы и совещательный процесс. Интеллектуально развитые дети занимают лидирующее положение, обучая отстающих в командной игре. Возможность совещаться, обсуждать проблемы позволяет также удовлетворять потребность подростков в общении. Включение в структуру урока игровых моментов может быть использовано для снятия усталости и для развития личностной свободы и раскованности ребят, слабых и неуверенных в себе.

Кроме того, наблюдения при проведении некоторых игр позволяют выявить неформальную структуру класса, тип взаимоотношений между учениками, установить учащихся с явными лидерскими качествами и аутсайдеров. Хорошо продуманные игры могут быть использованы для улучшения взаимоотношений внутри коллектива, развития дружбы и взаимопомощи в классе.

Результат своей работы вижу в следующем:

изучив различные методики организации игровой деятельности на уроках географии, применяя их в своей педагогической деятельности,  я убедился в  целесообразности применения игр и игровых ситуаций для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках географии. Учащиеся на «игровом» уроке весьма активны, высказывают свои суждения,  проявляют интерес к предмету, даже самые несмелые ученики стали включаться в работу, пытались отвечать.

Дидактическая игра способствует формированию устойчивого интереса к географии, о чём свидетельствует рейтинг учебных дисциплин, проводимый нами среди учащихся 6-8 классов.  Если до проведения данного опыта география в общем рейтинге предметов занимала 6-7 место, то после проведения опыта поднялась на 4-5 место. 

Дидактическая игра позволяет гармонично сочетать эмоциональное и логическое усвоение знаний, за счёт чего учащиеся получают прочные, осознанные, прочувствованные знания, 82% учащихся 6-8  классов отмечают, что знания лучше усваиваются в игровой форме.

Поставленные перед опытом задачи достигнуты, полученные результаты свидетельствуют о дальнейшей необходимости внедрения дидактических игр в практику.

Заключение

Задача педагога состоит в том, чтобы найти максимум педагогических ситуаций, в которых может быть реализовано стремление ребёнка к активной познавательной деятельности. Педагог должен постоянно совершенствовать процесс обучения, позволяющий детям эффективно и качественно усваивать программный материал. Поэтому так важно использовать игровые элементы и игру на уроках.

  Игра помогает общению, она может способствовать передаче накопленного опыта, получению новых знаний, правильной оценке поступков, развитию навыков человека, его восприятия, памяти, мышления, воображения, эмоций, таких черт, как коллективизм, активность, дисциплинированность, наблюдательность, внимательность.

При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:

1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;

2) доступность для учащихся данного возраста;

 Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:

1)правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;

2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

3) игра – один из приёмов преодоления пассивности учеников;

4) в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится, как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.

 

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.                Данильченко, Н. Игра на уроках географии / Н. Данильченко// Геаграфiя: праблемы выкладання. – 2000. – № 1. – С.85-89.

2.                Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии-2/ Н.И.Запрудский. — Минск:  Сэр-Вит, 2012. — 256с.

3.                Зотова, А.М. Учебные игры на уроках и их роль в развитии учащегося / А.М. Зотова // География в школе. – 2004. – № 3. – С.46-49

4.                Хуторской ,А.В., 55 методов творческого обучения/А.В. Хуторской. Методическое пособие. — Москва : «Эйдос», 2012. — 42 с.

 

 

 

 

 

 

                                                                                                             Приложение 1

Дидактические материалы к приему «Найди ошибки».

Уважаемые пассажиры, вот перед вами раскинулась тайга. Сейчас в тайге полярная ночь, и поэтому так темно. Но, несмотря на темноту, мы можем разглядеть растения, растущие здесь на тундрово-глеевых почвах. В тайге в большом количестве растут овес, пшеница, гречиха, ели, пихты, березы и осины. На растрескавшихся от солнца камнях растут мхи и лишайники, ягель.

Зимой температура   в тайге достигает +10*, а летом +45* С. Ой, смотрите, как вам повезло: над вашей головой пролетела самая большая и хищная птица тайги – белая куропатка. Наверное, она мчится за своей добычей-анакондой.

Граждане пассажиры, мы вынуждены прервать нашу экскурсию, временно естественно, из-за сильного таежного ветра-самума.

До новых встреч!!!

 

Уссурийская тайга.

Уссурийская тайга расположена возле Каспийского моря. Ее территория невелика. Температура в этой природной зоне редко опускается ниже нуля. Зима очень теплая. Увлажненность там недостаточная, а почвы очень засолены.

На таких почвах могут расти только карликовые березы и карликовые ивы. Изредка встречаются мхи и лишайники, которыми питаются верблюды. Эти животные очень распространены в уссурийской тайге. Также там обитают белые медведи, названные людьми «хозяевами тайги». Птиц в уссурийской тайге очень мало. В основном там живут дрофы и белые совы. Человеком тайга используется для выращивания злаков и выпаса скота

 

 

 

 

 

                                                                                                 Приложение 2

Фрагмент урока   « Атмосферные осадки» (7 класс)

Цели урока: 1. Сформировать представление о видах осадков. Научить анализировать и чертить столбиковые диаграммы выпадения осадков.

2. Содействовать формированию знаний о развитии процессов и явлений в атмосфере.

3. Продолжить формирование навыков работы с климатической картой;

познакомить учащихся с климатическими диаграммами;  содействовать    развитию познавательного интереса  к предмету.

4. Содействовать воспитанию самостоятельности.                                       

Оборудование: календари погоды, физическая карта полушарий, физическая карта Беларуси, атласы, метеорологические приборы, учебники.

                                                Ход урока:

1. Оргмомент.

Слово учителя:  мы живем на дне огромного океана, ходим по дну ногами и не замечаем этого. Что же это за океан?

Действительно, этот океан называется атмосфера. И мы занимались его изучением на протяжении 6 уроков. Это чуть больше половины времени, отведенной нашей программой на эту тему. Мы уже многое знаем и многому научились. Нам хочется поделиться своими знаниями со всеми, кто пришел к нам в гости на этот урок.

А еще, ребята, у меня есть для вас хорошая новость. К нам в школу пришел запрос от частной фирмы «Юный метеоролог», которая набирает в свой штат грамотных и деловых ребят, способных выполнять заказы частных лиц и организаций по выполнению точных прогнозов погоды. Попасть в эту фирму довольно сложно. Представители фирмы прислали ряд вопросов и заданий, чтобы выявить способных ребят для участия в заключительном этапе отборочного тура, который состоится после того, как мы завершим изучение темы «Атмосфера».

Итак, читаю задания. Каждый правильный ответ вы будете фиксировать на карточке, лежащей у вас на парте.

2. Проверка знаний

Задание 1 «Лови ошибку».

1. Ветер всегда называется по той стороне, откуда он дует.

2. Амплитуда температур – это разница между наибольшей и наименьшей температурой.

3. Пассаты дуют от экватора к тропикам.

4. Циклон приносит сухую и ясную погоду.

5. С поднятием вверх температура понижается.

6 Максимальная температура воздуха наблюдается в  полдень.

7. Муссон дует в пустынях.

8. Барометр – прибор для измерения температуры.

9. Для циклона характерны нисходящие потоки воздуха.

10. Тайфуны характерны для побережий Азии.

Задание 2.

Создание фирмы начинается с закупки оборудования для офиса. Какое оборудование вы бы закупили в первую очередь, если бы вы создавали метеостанцию.

1.________________2.________________3._______________4._____________________

Задание 3.

Представители любой профессии общаются на своем языке, т. е. используют свою терминологию. Продемонстрируйте свои знания в метеорологических терминах.

1.Циклон            2. Пассат        3. Облачность           4. Бриз                 5.Антициклон.

А) ветер, 2 раза в сутки меняющий свое направление на границе раздела воды и суши.

Б) область пониженного атмосферного давления.

В) степень покрытия неба облаками.

Г) постоянный  ветер, дующий от тропиков к экватору.

Д) область повышенного атмосферного давления.

Задание 4.

Решите задачу.

Как изменится температура воздуха при подъеме на вершину горы, высотой 5 км, если у подножия горы было +29 градусов?

Задание 5.

Составьте прогноз погоды для г. Жлобина, если в нашу сторону движется циклон. Какую погоду он принесет нам летом? Правильные ответы подчеркните.

А) температура воздуха: понизится/ повысится

Б) ветер: усиление/ ослабление

В) облачность: увеличится/ уменьшится

Г) осадки: есть/нет

Итак, все задания мы выполнили. А теперь проверим правильность их выполнения.

Каждый из вас, кто выполнил задание не меньше,  чем на 7 баллов, может быть зачислен в команду претендентов для работы в фирме «Юный метеоролог».

 

 

 

 

 

 

 

 

               

 

 Приложение 3    

Урок обобщающего повторения по теме « Австралия» 8 кл

Цели урока: повторить и обобщить знания по теме «Австралия»;

откорректировать и проверить знания учащихся;

 продолжить формирование умений работать с дополнительной   литературой,

  развивать у учащихся нестандартное мышление, умение работать в группе.

Оборудование: карты Австралии, картины природы.

                                              Ход урока.

Вступительное слово учителя.

Ознакомление с правилами игры.

Путешествие по станциям.

Станция первая: «Биографическая»

1)Какова площадь Австралии?

2)На каком месте среди других материков стоит Австралия?

3)Кто первым открыл о. Тасманию?

4)Кто доказал, что Австралия – самостоятельный материк?

5)В честь каких путешественников названы объекты в Австралии?

6)Назовите крупнейшие острова у берегов Австралии.

7)Определите координаты самой северной и самой южной точек Австралии.

Станция вторая: « Что такое? Кто такой?»

Капитаны команд тянут карточки, на которых написаны следующие термины и географические названия:

«крики», «скрэб», «Арнемленд», «Байрон», «Карпентария», «Большой Барьерный риф».

Команды должны дать точные определения, а также показать географические объекты на карте.

Станция третья: «Почемучки».

Команды по очереди отвечают на следующие вопросы:

1)Почему рельеф Австралии преимущественно равнинный?

2)Почему в Австралии нет вулканов?

3)Почему в горах Австралии нет горных вершин?

4)Почему Австралия самый сухой материк?

5)Почему в Австралии много редких животных?

6)Почему в Австралии борются с кроликами?

Станция четвертая: «Раз дождинка. два дождинка…»

1)В каких климатических поясах лежит Австралия?

2)Назовите самый холодный и самый жаркий месяц в Австралии.

3)Каковы причины влажного климата в горах?

4)Почему в Австралии много пустынь?

5)Какова роль теплых течений в формировании климата Австралии?

6) Какова роль холодных течений в формировании климата материка?

7) Угадай климатический пояс:

 tC=+ 23+28 градусов; осадки -1000-1500 мм в основном летом.

8) Угадай тип климата:

tC января =+25 градусов

t С июля = +12- +14 градусов

осадков выпадает 600-1000 мм зимой.

Станция пятая: «Ау…»  Отгадайте по описанию природную зону:

1)Эти кустарниковые заросли покрывают большие пространства, соответствующие климатическим условиям полупустынь.  В них можно увидеть кустарниковые акации, кустарниковый эвкалипт, здесь встречаются бутылочные деревья, а на юге еще и  «травяные деревья».

2)В этой зоне много лазающих животных, вдоль рек селится утконос, растут пальмы, фикусовые,  много папоротников и орхидей, растущих на ферраллитных, красно-желтых и латеритных почвах.

3)На территории этой природной зоны много трав, ярко цветущих лютиковых, лилейных, есть злаки. Среди трав встречаются группы деревьев – эвкалипты, бутылочное дерево, акации и казуарины. Почвы красно-бурые, красные ферраллитные. Обитают кенгуру, вомбат, муравьед, ехидна, страус эму, водятся змеи и ящерицы.

Станция шестая «Джунгли чудес».

Представьте себя каким-нибудь животным или птицей. Мимикой расскажите об изображаемом живом объекте.

Станция седьмая «Путешественников».

А теперь, ребята, попробуйте дать совет путешественникам, отправляющимся в Австралию. Что из одежды и других необходимых предметов нужно взять с собой?

Пока команды работают, болельщики могут помочь заработать им дополнительные баллы. Для этого нужно ответить на следующие вопросы:

1)                Кто такие аборигены?

2)                Что такое резервация?

3)                Назовите крупнейший город Австралии.

4)                Что означает поговорка «Австралия едет на овце».

Слово представляется жюри, которое объявляет итоги игры и называет команду победителя.          

 

 

 

 

                                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                              Приложение 4

Урок — «мозговой атаки».  Девиз этого урока: «за минимум времени – максимум идей». Суть методики в том, что дети сами, опираясь на исходные данные, генерируют какие-либо идеи или выводы, а затем, отмечая явно неверные, находят истину. Урок проводится в виде серии творческих заданий с последующим анализом результатов каждого. При этом время строго регламентировано. Например: 8 класс. Тема «Египет». Класс делится на команды по 5 человек. Урок начинается с разминки по теме предыдущего урока. За каждый правильный ответ команда получает баллы. Далее, не объявляя тему урока, учитель раздает командам контурную карту с изображением Египта. На нее нанесены некоторые исходные данные: полезные ископаемые, транспортные магистрали, границы природных зон. Учитель дает задание командам за 3 минуты составить карту промышленности и сельского хозяйства этой страны, нанести предполагаемые места нахождения городов, обозначив их специализацию. За каждый правильный вариант команда получает дополнительные баллы. Затем открывается экономическая карта атласа,  по которой команды сравнивают свою работу, находят ошибки и несоответствия. Далее учащиеся делают вывод о специализации данной территории. Заканчивается урок рассказом учителя, в котором он заостряет внимание на специализации страны и ее особенностях. Определяется команда-победительница, лучше всех выполнившая работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение 5                             

Технологическая  карта урока «Внутренние силы Земли. Землетрясения, вулканизм»

Этап урока

Цель этапа

Деятельность

преподавателя

Деятельность

учащихся

Методы обучения

Формы  организации

учебной

деятельности

Результат

1. Организацион

ный

 

Проверка

 

Проверяют готовность учащихся к уроку

 

Проверяют готовность рабочего места, наличие дидактического материала

 

 

Полная готовность учеников и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм

2. Актуализация

 

Побуждение к работе с новой информацией, стимуляция активности к изучаемой теме:

активация уже имеющихся знаний, обмен мнениями

по теме

Повторение изученного материала проводится в виде блиц-опроса

 

 

Учащиеся устно отвечают на вопросы блиц-опроса «Узнай оболочку Земли»

 

 

Репродук

тивный

фронтальный опрос

Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.

3.Целеполагание

 

 

Предлагает сформулировать цель урока. Дополняет ответы учащихся

Формулируют цель урока

 

 

 

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познаватель ной  деятельности, акту-ализация опорных знаний и умений.

4.Осмысление содержания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Постановка проблемы

1.Какие силы заставляют двигаться земную кору?

2. Откуда они черпают энергию?

Организация деятельности учащихся на уроке, информирование учащихся по теме урока, демонстрация презентации, дополнение ответов учащихся,

организация работы в парах по изучению терминологии темы, демонстрация видеоматериалов. Организация работы с контурной картой

 

 

 

 

 

Комментированное чтение текста. параграф 15, с. 72

Построение в тетради схемы «Состав внутренних сил Земли», ответы на вопросы учителя.

Выполнение заданий маршрутных листов игры «Путешествие по планете Земля», выступление с отчета ми о проделанной работе представите-лей групп.

Работа в парах по изучению терминов по данной теме           («внутренние силы земли», «землетря-сение» «очаг земле-трясения», «эпицентр землетрясения»,

«вулканизм», «магма», «лава», «конус вулкана», «жерло вулкана»,

«кратер вулкана»).

Просмотр видеоролика о работе вулканологов. Интервьюирование «вулканологов».

Выполнение заданий по контурной карте

Проблемный, частично-поисковый или эвристический, исследова

тельский

объясни

тельно-иллюстра

тивный,

элементы технологии  развития критического мышления, картографи-ческий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная, групповая (игра-путешествие) распознавание объектов, построение схемы по прочитан

ному, сообщения учащихся, презентация видеоролика, нанесение объектов на контурную карту)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Подведение итогов.

 

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы

 

Оценочная деятельность

Организация выполнения тестовых заданий по новой теме

 

 

 

 

 

 

Комментированное выставление отметок.

Самостоятельное выполнение заданий теста, требующих применения полученных знаний.

Репродуктивный

Фронтальная (выполнение теста)

Получение достоверной информации о достиже нии всеми учащимися планируемых результатов обучения.

 

Получение учащимися информации о реальных результатах учения.

 

Адекватность самооценки учащегося оценке учителя.

6.Рефлексия

 

 

 

 

 

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведе-ния (мотива-ции, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества

Предложение ответить на вопросы

Ответы на вопросы теста по изученному материалу урока

 

Нахождение ключевого слова «успех»

 

 

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке.

Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества

7. Домашнее задание

Содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.

Проверка соответствующих записей, комментарии по выполнению домашнего задания

Запись задания в дневники

(параграф 15)

 

 

Реализация условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.

 

 


                           Приложение 6

  Картотека игр по дидактическим целям

   Дидактические задачи урока

        Названия игр

Обучающие (приобретение новых знаний, умений и навыков)

«Мозговой штурм», «Дневник путешествия», «Заметки натуралиста», пресс-конференция «Проблемы Сахеля»,  «Чистая доска», «Номенклатурная цепочка»,

«Путешествие по карте», «Где оно находится?», «Вопрос – ответ», «Путешествие по африканской саванне»», «Путешествие по Тихому океану», «Будущее Амазонии»

Контролирующие (повторение, закрепление, проверка ранее полученных знаний).

«Турагенство», «Брейн-ринг», «Юный метеоролог», «Лобное место»,  «Исправь ошибки», «Логическая цепочка», «Собери карту», «Кто больше?», «Кто такой? Что такое?»

 

.

 

Обобщающие (способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях).

 

«Географическое лото» «Географический бой», «Экспедиция в Африку», пресс-конференции по материкам