Интегрированный урок (география и обществоведение)

Вычикова Н.С., учитель обществоведения,
Господаренко М.С., учитель географии
ГУО «Средняя школа № 7 г.Жлобина»  
СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА». ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
 
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ
  Цели урока:
  1. Сформировать у учащихся представление о глобальных проблемах современности, выявить причины их появления и определить пути решения.
  2. Способствовать  воспитанию  у  учащихся экологической культуры и  чувства  ответственности  за будущее  человечества.
  3. Создать условия для развития у учащихся общеучебных навыков и умений:  проводить анализ, синтез, сравнения, работать с источниками учебной и научно-технической информации,  развивать умение грамотно и точно выражать свои мысли, умение организовывать свою учебную деятельность.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель обществоведения Здравствуйте, ребята. Проверьте, все ли необходимые принадлежности лежат у вас на партах? Сегодня у нас необычный урок. В одном занятии мы объединим два предмета – географию и обществоведение. Как вы считаете, что роднит эти науки?
Ответы учащихся
 II. Ориентировочно-мотивационный этап
Учитель географии      Есть в Нью-Йоркском зоопарке каменный павильон. Надпись при входе в него гласит:  «Самый страшный зверь на Земле». Когда заинтересованный посетитель заглядывает внутрь темной клетки, он видит самого себя — за решеткой установлено зеркало. Безосновательна ли эта надпись? Как вы думаете?
Ответы учащихся.
  Учитель обществоведения Итак, тема урока – «Глобальные проблемы человечества. Геоэкологические проблемы». Запишем тему в тетради. Что бы вы хотели узнать по этой теме? Учащиеся формулируют цели урока (узнать, что  такое ГПС, какие бывают ГПС, какие могут быть решения ГПС)
III. Изучение нового материала.
  1. Понятие ГПС очень обширное, эти проблемы охватывают различные сферы жизни общества.
Я предлагаю посмотреть небольшой видеоролик, в котором вы увидите важнейшие ГПС. Ваша задача – найти черты, которые объединяют эти проблемы.
Просмотр фильма.
Учащиеся формулируют признаки ГПС (под запись на доске и в тетрадях):
универсальность,
острота проблем,
комплексность решения.
  1. Защита проекта   «типы глобальных проблем»
Учащийся или группа учащихся получают опережающее задание по созданию соответствующего проекта (это может быть презентация, фильм, газета, коллаж и т.п.).
В результате защиты проекта учащиеся оформляют в тетрадях следующую схему:
Новый рисунок (2)
         2. Классифицировать  проблемы человечества по критериям из предыдущего задания:
1)                Освоение мирового океана — 3
2)                Проблема разоружения — 2
3)                Проблема предотвращения опасных болезней — 1
4)                Проблема предотвращения ядерной войны — 2
5)                Проблемы научно-технического прогресса — 1
6)                Враждебное отношение к эмигрантам — 2
7)                Изменения состава атмосферы — 3
8)                Конфликты между развитыми и развивающимися странами — 2
9)                Нехватка энергоресурсов — 3
10)           Продовольственная проблема — 3
11)           «Устаревание» информации — 1
12)           Изменения климата — 3
Сравнивают результат с образцом на слайде, взаимопроверка.
Учитель географии
3. Как мы видим, самой полной получилась третья колонка, которая характеризует проблемы отношений между человеком и природой.
Эти проблемы являются предметом изучения отдельной науки – геоэкологии. Она возникла на стыке 2 наук – географии и экологии.
Геоэкология изучает свойства и закономерности развития географической среды, её природных и антропогенных геосистем.  Цель геоэкологии – разработка механизмов рационального природопользования, которое обеспечит устойчивое развитие общества.
Геоэкологи оценивают современное состояние ландшафтов, их устойчивость к антропогенным нагрузкам, дают прогнозы по поводу изменения из экологического потенциала.
При проведении исследований геоэкологи используют термин «экосистема». Это природный комплекс, образованный живыми организмами, и средой обитания.
Физкультминутка.
4. Сейчас вы услышите сообщения о важнейших геоэкологических проблемах. Ваша задача – законспектировать его при помощи знаков и символов.
Учащиеся, которые получили опережающее задание, выступают с сообщениями по темам «Мировые геоэкологические проблемы», «Геээкологические проблемы Беларуси».
Класс фиксирует наиболее важные факты в тетрадях при помощи знакового письма. После каждого сообщения задача учащихся – воспроизвести на основе записей как можно больше фактов.
  Учитель обществоведения
 5. В начале урока мы говорили, что одним из признаков  ГПС является комплексность решения, т.е. решить их возможно только совместными усилиями всех стран и народов. Я  предлагаю вам подумать и ответить, какие меры должно предпринять мировое сообщество, чтобы решить их проблемы, или хотя бы смягчить их последствия.
Организуется работа в группах. Учащиеся предлагают свои варианты решения или смягчения проблем по каждому направлению.
Возможные варианты:
Создание безопасных производств (безотходных).
Экологическая экспертиза всех технических проектов.
Развитие природовосстановителъных отраслей (лесное, водное, рыбное хозяйство).
Разработка и внедрение материалосберегающих и энергосберегающих технологий.
Усиление роли международных организаций в вопросах войны и мира.
Действенная помощь государствам с низким уровнем развития.
      IV.Подведение итогов урока. Рефлексия.
Учащиеся составляют синквейн по теме урока.
Учитель  географии  Заключительное слово учителя. В решении глобальных проблем человечества главную роль призваны сыграть социальные преобразования во всех странах мира. Многое будет зависеть от изменения сознания и морали, жизненных целей человека, от способности правительств перенимать лучший мировой опыт.
V. Выставление отметок
VI. Домашнее задание §28, эссе «Письмо в будущее»
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4