Формирование интеллектуальных умений и навыков на уроках географии

О.А. Тимощенко
ГУО «Мормальский д/с-ш»
Учебно-интеллектуальные умения и навыки обеспечивают четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач.
К ним относятся:
  • определение объектов анализа и синтеза и их компонентов;
  • выявление существенных признаков объекта;
  • определение соотношения компонентов объекта;
  • проведение разных видов сравнения;
  • установление причинно-следственных связей;
  • оперирование понятиями, суждениями;
  • классификация информации;
  • владение компонентами доказательства;
  • формулирование проблемы и определение способов ее решения.
  • объяснение причин и явлений
География  как школьный предмет имеет большой потенциал для  формирования  учебно- интеллектуальных  умений  и навыков.
       В формировании интеллектуальных умений и навыков при изучении географии важную роль играет обучение учащихся использованию приемов логического мышления. К ним относятся следующие: объяснение, выделение главного, обобщение, систематизация, сравнение, обоснование, анализ. Названные приемы обучения создают фактическую основу для развития интеллекта, памяти, мышления, внимания. Школьники учатся нестандартно мыслить, отрываться от заученных и часто повторяемых истин, приучаются думать самостоятельно, подбирают необходимые аргументы для доказательства, учатся установлению причинно-следственных связей.
Необходимо помнить, что  умения сами по себе  не формируются и на каждом уроке необходимо систематически работать над формированием и развитием интеллектуальных умений, опираясь при этом на уже известное детям. При правильной организации труда учащиеся должны не только осмысливать и усваивать отдельные научные термины, но и понимать весь объем научных знаний в совокупности.
Структурно процесс формирования умений состоит из пяти этапов.
1.Показ значения умения с целью овладения им.
2. Ознакомление с последовательностью выполнения действий.
3. Показ учениками образца выполнения действий.
4. Тренировочные упражнения.
5. Самостоятельное применение умений.
Сложно выработать умения сравнивать, обобщать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и т.д. Эти умения связаны с использованием школьниками теоретических знаний. По этой причине на первых этапах обучения целесообразно применять типовые планы или инструкции по выполнению работы. Типовые планы применяются в тренировочных упражнениях. По типовым планам можно составлять характеристики географического положения материков, стран, описание рек, климата, природных зон и т.д.
Важная роль в выработке географических интеллектуальных умений отводится анализу иллюстративного и статистического материала. Используя иллюстрации, таблицы, диаграммы, материал учебника ученики могут самостоятельно выявить определенные причинно-следственные связи и географические закономерности. Можно предложить им самостоятельно сформулировать вопросы и задания на основании анализа иллюстрации или графического материала.
При изучении географии широко используются приемы логического мышления. К ним относятся следующие: объяснение, сравнение, обоснование, анализ. Названные приемы обучения создают фактическую основу для развития интеллекта, памяти, мышления, внимания. Школьники учатся нестандартно мыслить, отрываться от заученных и часто повторяемых истин, приучаются думать самостоятельно, подбирают необходимые аргументы для доказательства, учатся установлению причинно-следственных связей.
Задания на объяснение
7 класс
Тема. Атмосфера. Погода и климат.
1. Прочитайте описание погоды в стихотворении и определите, какая область давления установилась над местностью, дайте ей название. Объясните свой ответ.
В январе, январе много снега на дворе.
Снег на крышах, на крылечке, Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печку.
В небо дым идет столбом.
2. Определите, в каком направлении – вверх или вниз – по склону горы двигаются туристы, если давление в течение нескольких часов по ходу маршрута изменялось так: 710мм, 700 мм, 690мм, 680мм. Свой ответ объясните.
3. Над каким материком дует только один из зональных ветров? Назовите этот ветер. Объясните, почему он только один.
4. Объясните, опираясь на понятие «увлажнение территории», почему при одинаковом количестве осадков (250мм) в одном районе Земли может образоваться песчаная пустыня, а в другом – болото.
5. Объясните, опираясь на определение понятий погода и климат, почему в новостях передают прогноз погоды, а не прогноз климата.
6. Какой климатообразующий фактор, на ваш взгляд, является основной причиной различий среднегодовых температур на одних и тех же широтах в разных полушариях? Объясните влияние этого фактора.
7. За высоко летящим самолетом иногда образуется облачный след. Объясните почему.
Тема. Промышленность.
1. Объясните, в чем разница между понятиями горные породы, полезные ископаемые и минеральные ресурсы. Дайте определение этим понятиям.
2. В какой части света не ведется добыча угля? Означает ли это, что уголь отсутствует в недрах данной части света? Объясните свой ответ.
3. Грамотно ли назвать железной: алюминиевую ложку, серебряную ложку, стальную ложку, стальную сковородку, чугунную сковородку. Объясните свой ответ.
Тема. Человечество на Земле.
1. В каждой части света есть незаселенные территории. Приведите пример. Объясните, почему там вообще не живут люди.
2. Объясните, почему рост численности людей в прошлом происходил гораздо медленнее, чем сейчас.
8 класс
Тема. Общие закономерности природы Земли.
1. Докажите, что изменения рельефа происходят в настоящее время и объясните причины данного явления.
2. Чем объяснить, что на равнинах находят полезные ископаемые как осадочного, так и магматического происхождения?
3. Сопоставьте карты природных зон и политическую карту мира и определите, в каких природных зонах расположены страны: Франция, Канада, Индия, Венесуэла, Россия, Нигер, Беларусь. Сделайте вывод об условиях жизни населения в названных странах. Сравните условия жизни населения в Беларуси с условиями жизни в одной их стран по вашему выбору.
4. Назовите типичные виды животных в природных зонах и объясните причины их обитания: пустыни умеренного пояса, саванны, смешанные леса, тропические пустыни, влажные экваториальные леса, тундра.
5. Чем объяснить, что климатические пояса сменяют друг друга при движении от экватора к полюсам?
Тема. Океаны.
1. Объясните, как вы понимаете слова Тура Хейердала: «Мертвый океан – мертвая планета». Почему норвежский ученый высказал такую мысль?
2. В каких океанах образованы срединно-океанические хребты и глубоководные желоба? Объясните причины их образования.
3. Выясните с помощью карты, чем отличается изрезанность береговой линии Атлантического океана от Тихого океана. Объясните причины.
4. Объясните влияние Атлантического океана на климат Беларуси. С этой целью измерьте расстояние по карте от города Минска до ближайшего побережья Атлантического океана.
5. Объясните с помощью учебного пособия, почему Индийский океан называют «океаном нагретых вод».
6.Объясните причины образования шельфовых морей Северного Ледовитого океана.
Тема. Современное население мира. География материальной культуры.
1. Кратко опишите материальную культуру одной из стран мира, используя дополнительные источники информации. Объясните ее особенности.
2. Используя краеведческий материал, опишите и объясните причины особенностей материальной культуры своей местности.
Тема.  Африка.
1. Объясните, почему в экваториальном поясе выпадает большое количество осадков, а в тропическом поясе – очень малое.
2. Дайте характеристику климата пустыни Сахара с использованием дополнительных источников. Объясните приспособленность жизни населения к климатическим условиям.
3. Объясните причины незначительного загрязнения окружающей среды странами Африки по сравнению с другими материками.
4. За последние 15-20 лет Сахара продвинулась на юг на 100-150 км. Объясните причины этого явления.
5. Определите различия в развитии сельского хозяйства в северных и южных районах Египта. Объясните причины.
6. Объясните причины неравномерного размещения населения материка Африка.
Тема. Австралия и Океания.
1. Чем объяснить бедность Австралии поверхностными водами?
2. Объясните причины той или иной хозяйственной деятельности, характерной для населения Океании.
3. Объясните особенности образования полезных ископаемых и рельефа Австралии и Африки.
4. Первые европейцы, высадившись на берегу Австралии, были поражены животным миром. Он оказался даже более своеобразным, чем растительный. Как вы объясните этот факт?
5. Чем объяснить бедность Австралии поверхностными водами?
6. Пользуясь картой «Строение земной коры», объясните, почему в Австралии нет высоких складчатых гор.
7. В чем состоит своеобразие органического мира Австралии? Чем оно объясняется?
8. Объясните, почему наиболее влажной территорией Австралии является восточное побережье?
9. Чем можно объяснить сухость климата Австралии?
10. Чем можно объяснить особенности животного мира Австралии?
Тема. Антарктида.
1. Объясните, каким образом утверждение «Весь мир сейчас беспокоит состояние озонового слоя планеты» связано и изучением Антарктиды.
2. Объясните черты различия между Западной и Восточной Антарктикой:
А) в тектоническом строении;
Б) в рельефе;
В) в толщине льда;
Г) в климатических показателях.
3. Объясните причины более сурового климата Антарктики в отличие от Арктики.
Тема. Южная Америка.
1. Объясните особенности влияния рельефа и полезных ископаемых на условия жизни и развитие хозяйства в странах Южной Америки.
2. Объясните закономерности размещения полезных ископаемых в Южной Америке в сравнении с Африкой с помощью построения структурно-логической схемы.
3. Продолжите мысль, объясняя причины явлений.
Климат западной части тропического пояса Южной Америки _____, так как ___________ восточная часть отличается _____________климатом из-за того, что __________в центральной части выпадение осадков возрастает в восточном направлении, благодаря ___________.
      Отличительной чертой тропического климатического пояса Африки является __________, потому что ___________.
4. Чем объяснить, что в экваториальном климатическом поясе Южной Америки осадков выпадает больше, чем в экваториальном поясе Африки?
5. Самое высокогорное озеро мира … является пресным. В то же время в нем водятся крупные морские рыбы. Объясните это явление.
6. Назовите районы Южной Америки с высокой плотностью населения, анализируя карту «Плотность населения» Объясните причины неравномерного заселения материка. Почему значительная часть населения материка проживает не только на равнинах, но и в Андах на высотах от 1000 до 2500 м?
7. Объясните черты различия и размещения природных зон Австралии, Африки, Южной Америки.
8. Определите плотность населения страны с помощью тематической карты атласа. Объясните неравномерное заселение территории.
9. Объясните причины сложного этнического состава населения Южной Америки.
10. Приведите примеры своеобразия материальной культуры народов Южной Америки. Объясните причины.
11. Установите и приведите примеры отличия в уровне развития стран Южной Америки и Африки. Чем это можно объяснить?
12. Бразильцы предпочитают пестрые одежды, а аргентинцы – более строгие костюмы темных тонов. Чем это можно объяснить?
Тема. Северная Америка.
1. Объясните особенности расположения крупных форм рельефа Северной Америки. К каким тектоническим структурам они приурочены?
2. Объясните закономерности, которым подчиняется характер рельефа Северной Америки. Приведите примеры, подтверждающие их.
3. Объясните различие в годовом количестве осадков на разных территориях Северной Америки.
4. Вы учитель географии. Вам необходимо объяснить учащимся 8-го класса, почему в пределах климатического пояса выделяются климатические области. По какому плану вы его построите для того, чтобы объяснение было логичным и доступным?
5. Чем объяснить, что на одних и тех же широтах в Северной Америке и Евразии климатические условиянеодинаковы?
6. На примере Северной Америки покажите, что природные зоны могут сменять друг друга не только с севера на юг, но и с запада на восток. Чем объясняется подобное природное явление?
7.Перечислите и объясните черты сходства и различия в характере течения и режиме рек: Миссисипи, Колорадо, Маккензи.
8. Объясните различия в плотности населения в западной и восточной частях Северной Америки.
9. Охарактеризуйте уровень урбанизации и объясните его различие по территории Северной Америки.
9 класс. Евразия.
1. В какой части Великобритании промышленность наименее развита? Объясните причины данного явления.
2. В какой части Франции сконцентрированы крупнейшие промышленные центры страны? Объясните причины данного явления.
3. Объясните закономерности размещения мегалополисов  в Центральной Азии.
4. Объясните феномен развития новых индустриальных стран («азиатские тигры») региона Восточная и Центральная Азия.
5. Чем объяснить, что на равнинах Северной Америки есть месторождения как магматических, так и осадочных полезных ископаемых?
6. Чем объяснить, что крупные горные системы расположены на окраинах большинства материков, а в Евразии иначе?
7. Чем объяснить, что природа Евразии, в отличие от других материков, особенно разнообразна?
8. Тянь-Шань образовался задолго до Памира, но обе горные системы имеют примерно одинаковую высоту. Чем объяснить этот факт?
10 класс География Беларуси
Тема: Природные условия и ресурсы Беларуси
1. Объясните, почему в Беларуси летом преобладает прямая солнечная радиация (50-55% от суммарной), а зимой и осенью – рассеянная (70-80% от суммарной).
2. Объясните выражение: «Водные ресурсы Беларуси относятся к ресурсам многоцелевого использования».
3. Объясните, почему в теплый период происходит обогащение фауны полей и лугов.
4. Объясните причины, по которым антропогенные почвы выделены в отдельную группу.
5. Объясните зависимость формирования платформенного чехла от тектонического строения.
Тема. География производственной сферы
1. Объясните почему приоритетное развитие в машиностроении Беларуси получают наукоемкие отрасли: приборостроение, оптико-механическое производство, электроника, вычислительная техника, связь.
2. Опишите и объясните особенности размещения крупных предприятий деревообрабатывающей промышленности по отношению к транспортным путям.
3. Объясните, почему, несмотря на увеличение лесистости в Беларуси, заготовки деловой древесины не удовлетворяют потребности страны.
4. Объясните, почему в растениеводстве Беларуси наибольшее значение имеет зерновое хозяйство.
5. Объясните причины возникновения проблем развития целлюлозно-бумажной промышленности.
6. Объясните причины разного уровня развития непроизводственной сферы в районах Беларуси.
Задания на сравнения
6 класс
Тема. Географические открытия. План местности.
 
1. Сравните рис.3,4 (с.10 учебника) и географическую карту мира. Приведите доказательства того, что карта Птолемея была более совершенна с географической точки зрения, чем карта Эратосфена.
2. Сравните масштабы 1:20 000 и 1:300 000.
-Во сколько раз уменьшено расстояние в первом случае?
— Во сколько раз уменьшено расстояние во втором случае?
— Переведите эти масштабы в именованные.
7 класс
Тема. Атмосфера. Погода и климат.
1. Сравните атмосферное давление на одной и той же широте в летнее время над океаном, равнинными участками материка и высокогорными районами.
2.Сравните изменения среднегодовых температур воздуха в зависимости от географической широты в Северном и Южном полушариях и сделайте вывод, какое полушарие теплее.
Тема. Политическая карта мира
1. На одной территории с населением 1 млн человек умирает 20 000 человек, а рождается 19 000 человек. На другой территории с населением 3 млн человек умирает 60 000 человек, а рождается 68 000 человек. Определите и сравните естественный прирост населения приведенных территорий.
2. Какая демографическая ситуация характерна для стран:
А) I типа воспроизводства;
Б) II типа воспроизводства?
Сравните и сделайте выводы.
8 класс.
Тема. Общие закономерности природы Земли.
1. Сравните древние платформы и наиболее  подвижные участки земной коры по времени образования и по характеру движений. Сделайте вывод.
2. Назовите основные климатические пояса Земли. Сравните основные и переходные пояса. По каким признакам выделяют климатические пояса?
3. Сравните экваториальный и субэкваториальный климатические пояса. Укажите, по каким признакам вы будете проводить сравнение.
Тема. Африка.
1. Сравните влияние географического положения Африки и Австралии на природную зональность этих материков.
2. Пользуясь климатическими картами, сравнить субтропические климатические пояса Австралии и Южной Африки. Указать, по каким признакам будете сравнивать? В чем состоит сходство? Чем отличаются пояса? Каковы причины различий?
Тема. Южная Америка.
1. Сравните площадь материка Южная Америка с площадью других материков.
2. Используя карты атласа, дайте сравнительную характеристику географического положения Южной Америки и Африки.
3. Сравните климат тропического пояса Южной Америки и Африки с помощью тематических карт.
4. Сравните расположение природных зон Южной Америки и Австралии.
5. Сравните влажные экваториальные леса Африки и Южной Америки. Установите черты сходства и различия.
6. Совершите воображаемое путешествие по природным зонам материка с севера на юг. Составьте вопросы и ответы на сравнение природы каждой из зон.
7. Сравните, какое влияние оказывает качество жизни населения Африки и Южной Америки на развитие промышленности.
8. Сравните площадь Бразилии с Египтом и Австралийским Союзом.
9. Сравните среднюю высоту Южной Америки, Африки, Австралии, Антарктиды.
10. Сравните географическое положение Африки и Южной Америки и ответьте на вопросы:
-В чем заключаются черты сходства?
-Какими причинами они обусловлены?
— В чем заключаются черты различия?
— Какими причинами они обусловлены?
11. Пользуясь климатическими картами, сравнить субтропические климатические пояса Австралии и Южной Африки. Указать, по каким признакам будете сравнивать? В чем состоит сходство? Чем отличаются пояса? Каковы причины различий?
12. Сравните по расовому составу население Южной Америки и Африки. В чем состоит различие? Чем его объяснить?
Тема. Северная Америка.
1. Сравните геологическое строение Северной и Южной Америки. К каким выводам вы пришли?
2. Составьте сравнительную характеристику рельефа Северной и Южной Америки. Ответ можно проиллюстрировать в виде схемы.
3. Сравните размещение природных зон Северной и Южной Америки. Найдите общее и отличия.
4. По картам атласа составьте сравнительную характеристику климатов полуостровов: Аляска и Лабродор, Калифорния и Флорида.
5. Сравните реки Макензи, Колумбия, Миссисипи и Святого Лаврентия с позиции возможности их использования в хозяйстве.
6. Сравните структуру экспорта Канады и США. К каким выводам вы пришли?
9 класс. Евразия
1. Сравните географическое положение Евразии и Северной Америки. Результаты можно оформить в виде таблицы.
2. Составьте сравнительную таблицу хозяйства Восточной и Центральной Азии. Определите сходства и различия. Объясните полученные результаты.
3. Назовите черты сходства и различия в характере и режиме рек бассейна Северного Ледовитого и Атлантического океана.
4. Сравните географическое положение и климат полуостровов Корея и Апеннинского. Какой интересный факт вы установили при сравнении?
10 класс География Беларуси
Тема: Природные условия и ресурсы Беларуси
1. Сравните роль основных геологических процессов в формировании платформенного чехла Беларуси.
2. Сравните лето и зиму в Беларуси по количеству осадков и пасмурных дней. Раскройте причины различий.
3. Сравните моренные и водно — ледовиковые отложения по процессам образования и качественному составу.
4. Проведите сравнительную характеристику Поозерской и Полесской физико-географических провинций.
Задания на обоснования
6 класс
Тема. План и карта.
1. Наиболее подробно территория изображена на карте масштаба:
1) 1: 35000;
2) 1: 350 000;
3) 1: 35 000 000.
Обоснуйте свой выбор.
7 класс
Тема. Атмосфера. Погода и климат.
1. Один из путешественников по Африке писал:
«…Мы двигались по открытой местности. Внезапно подул сильный ветер, туча закрыла солнце. Сразу потемнело, сверкнула молния, загремел гром. Мои спутники радостно закричали: «Наконец-то дождь!» Но проводник покачал головой. Вскоре мы услышали шум дождя. Он доносился сверху, но ни одна капля не упала на нас. Все недоумевали…» Где это могло произойти и почему? Ответ обоснуйте.
Тема. Человечество на Земле.
1. Какие сообщества людей сформировались раньше: расы или народы? Ответ обоснуйте.
2. Если страна занимает небольшую площадь, значит ли это, что плотность населения в ней велика? Обоснуйте свой ответ.
Тема. Промышленность.
1.Выскажите свое мнение, соответствует ли название «обогащение руд» значению этого понятия? Действительно ли руда становится богатой? Обоснуйте свой ответ.
8 класс
Тема. Общие закономерности природы Земли.
1. Составьте прогноз дальнейшего формирования материков исходя их теории литосферных плит. Ответ обоснуйте.
Тема. Хозяйственная деятельность населения. Современное международное сотрудничество.
1. Изобразите на круговой диаграмме долю стран с преобладанием сферы услуг. Сделайте соответствующий вывод. Ответ обоснуйте.
Тема. Атлантический океан.
1. Согласны ли вы с утверждением: «В Атлантическом океане отсутствуют глубоководные желоба»? Ответ обоснуйте.
Тема. Африка
1.Обоснуйте утверждение о том, что страны Африки – наименее развитые в экономическом отношении государства мира.
Тема. Южная Америка.
1. Как вы думаете: какую продукцию сельского хозяйства целесообразно экспортировать в Беларусь из стран Южной Америки?
А какую продукцию хозяйства целесообразно экспортировать Беларуси в страны Южной Америки? Ответ обоснуйте.
2. Сделайте анализ климатической карты и ответьте на вопрос: «Согласны ли вы с утверждением, что большая часть Аргентины испытывает недостаточное увлажнение? Ответ обоснуйте.
3. Перечислите экологические проблемы Южной Америки. Приведите доказательства того, что эти проблемы существуют и требуют безотлагательного решения. Ответ обоснуйте.
4. Какое воздействие на природные условия Южной Америки может оказать исчезновение горной системы Анд на западном побережье материка?
5. Представьте ситуацию: В реке Ла-Плата резко повысился уровень воды. К каким экологическим и социально-экономическим последствиям это может привести? Ответ обоснуйте.
6. Существует реальная опасность исчезновения влажных экваториальных лесов Амазонской низменности. Предположите возможные последствия этой проблемы. Ответ обоснуйте.
Тема. Антарктида.
1. Принадлежат ли острова Кергелен и Южная Георгия Антарктике? Обоснуйте свой ответ.
Тема. Северная Америка.
1. Почему для природных зон Северной Америки в умеренных, субтропических и тропических широтах характерна субмеридиональная протяженность? Какие природные условия  определяют такое положение природных зон? Ответ обоснуйте.
2. Как отразилось бы на природно-климатических условиях Северной Америки исчезновение Кордильер на западном побережье материка? Обоснуйте ответ.
3. Какие изменения могут произойти в компонентах природы прерий, если представить, что количество осадков увеличится на 50%.
4. Представьте ситуацию: в реке Миссури резко повысился уровень воды. К каким экологическим и социально-экономическим последствиям это может привести? Ответ обоснуйте.
5. По каким причинам Япония переводит сборочные производства своих крупнейших предприятий на территории других стран? Ответ обоснуйте.
10 класс. География Беларуси
 
Тема: Природные условия и ресурсы Беларуси
1.Обоснуйте ответ на вопрос.
Изменялась ли роль отдельных факторов формирования рельефа Беларуси на протяжении четвертичного периода?
2. Назовите полезные ископаемые, которые в перспективе могут улучшить положение Беларуси на международном рынке сырья. Ответ обоснуйте.
Тема. География производственной сферы
1. Обоснуйте причины, которые обусловили колебание доли сельскохозяйственных угодий по районам Беларуси от 30 до 75%.
11 класс
Тема. Основные этапы развития географии. Методы географических исследований.
Тема. История развития Земли.
  1. К каким последствиям в истории Земли приводило столкновение литосферных плит? Ответ обоснуйте с помощью примеров.
Тема. Влияние Солнца и Луны на земные процессы.
1. Как и почему солнечная активность влияет на географические процессы? Обоснуйте свой ответ с помощью конкретных примеров.
Задания на анализ
6 класс
Тема. Географические открытия. План местности.
  1. Проанализируйте задачи географии в современный период. Приведите доказательство того, что эти задачи являются неотложными и их необходимо решать.
  2. Проанализируйте физическую карту мира и закончите предложения.
— В тропических широтах основной своей частью лежат материки.
— В полярных широтах основной своей частью лежат материки.
— Наибольшую протяженность по широте имеет материк.
— Наибольшую протяженность по долготе имеет материк.
8 класс
Тема. Общие закономерности природы Земли.
1. Проанализируйте карту «Строение земной коры» и выпишите названия платформ.
2. Проанализируйте карты атласа. Определите, какие формы рельефа соответствуют: Сибирской платформе, Туранской плите, Индийской платформе, областям кайнозойской складчатости.
Тема. Современное население мира. География материальной и духовной культуры.
1. Проанализируйте тематические карты и объясните причины неравномерного размещения населения на материках.
2. Проанализируйте диаграмму в учебном пособии «Рост населения земного шара», составьте прогноз изменения численности населения на материках к 2030 году.
      3. Проанализируйте, какие религии распространены в вашей местности. Составьте взаимосвязи между природой, культурой, религиями на примере своей местности.
Тема. Африка.
 1.Проанализируйте по карте особенность распространения зоны тропических пустынь на материке. Почему зона пустынь в северной части Африки занимает большую площадь, чем в южной?
2. Сделайте анализ карты «Промышленность и сельское хозяйство Африки» и диаграммы «Структура земельных ресурсов Африки». Предложите варианты развития хозяйства слаборазвитых областей на материке.
Тема. Австралия и Океания.
1. Проанализируйте карты атласа «Строение земной коры» и «Физическая карта Австралии». Определите:
А) какие тектонические структуры лежат в основании материка;
Б) какие формы рельефа соответствуют платформе;
В) какие формы рельефа соответствуют областям складчатости.
2. Проанализируйте материал учебника, карты атласа «Строение земной коры» и «Физическая карта Австралии» Выпишите названия полезных ископаемых, которые добываются в Австралии.
3. Проанализируйте карты атласа «Строение земной коры» и «Физическая карта Австралии». Ответьте на вопросы:
— Какая часть материка Австралии наиболее древняя?
— Почему наиболее разнообразные и крупные месторождения полезных ископаемых сосредоточены в пределах Австралийской платформы?
-Почему на востоке Австралии преобладают рудные полезные ископаемые?
4. Проанализируйте карты атласа «Строение земной коры» и «Физическая карта Австралии». Составьте описание рельефа Австралии.
5. Проанализируйте и ответьте, почему Австралию относят к высокоразвитым странам, а страны Африки – в основном к слаборазвитым.
Тема. Южная Америка.
1. Опишите текущие политические события в странах Южной Америки, используя сообщения средств массовой информации. Попытайтесь их проанализировать и дать оценку.
2. Определите с помощью карт, какие крупные города расположены на реках: Амазонка, Парана, Ориноко, Нил, Конго, Замбези, Оранжевая, Муррей с притоком Дарлинг. Проанализируйте результаты. Какую закономерность вы смогли выявить?
Тема. Северная Америка
1.Проанализируйте отраслевую и территориальную структуры транспортной системы США. В чем их особенности?
2. Постройте диаграмму «Структура экспорта США» Проанализируйте ее.
9 класс. Евразия
1. Проанализируйте схему смены природных зон Евразии с севера на юг по 50 в.д. и ответьте на вопросы:
А) Проанализируйте изменения с севера на юг: температуры, осадков, испарения, грунтовых вод, типов почв, растительности.
Б) Какими причинами можно объяснить особенности расположения природных зон в Евразии?
2. На проведение анализа с последующими выводами по карте климатических поясов и областей определить, какой климат образуется в восточной части умеренного и субтропического климатических поясов, а также на юге Евразии. По климатической карте определить направление ветров в январе и июле на этих территориях. Чем объясняется сезонное изменение ветров. Что общего в климате юга и востока (умеренного и субтропического пояса) Евразии? В чем различие климата этих территорий?
3. Проанализируйте особенности рельефа, климата и почвенного покрова соответствующих регионов России и назовите для каждого из них 1-2 основных вида мелиорации земель, необходимых для поддержания и увеличения почвенного плодородия.
Виды мелиорации: 1) орошение, 2) осушение, 3)известкование почв,. 4) защита от овражной эрозии, 5) защита от ветровой эрозии, 6) закрепление движущихся песков.
11 класс
Тема. Географическая оболочка Земли как природный комплекс планетарного масштаба.
1. Проанализируйте периодический закон географической зональности с использованием конкретных примеров.
2. Проанализируйте роль растительных и животных организмов в географической оболочке (на примере их участия в круговоротах веществ и энергии).
Тема. География природных ресурсов Земли.
1. Проанализируйте географию природных ресурсов любого материка на примере земельных.
 
 
Используемые источники информации
 
1. Гавриленко И.Н. Итоговые проверочные работы по географии 6-10 класс. Мн., «Народная асвета», 1999.
2. Лойко А.В. География. Начальный курс. Карточки-задания. 7 класс. Мн., «Аверсэв», 2007
3. Обух Г.Г. Методика обучения географии. Мн., «Университетское», 2001.
4. Интернет источники:
1)adu.by
2) geografia21.ucoz.ru
3)my.geography.ru
Приложение