Формирование информационно — коммуникативных умений и навыков на уроках географии

Бодиловская О.О., учитель географии
высшей категории
ГУО «Средняя школа № 12 г.Жлобина»
Среди  явных  достоинств  и  преимуществ  информатизации  нашей  жизни  существуют и  недостатки.  Развитие  техники, отсутствие свободного времени, постоянное взаимодействие с  компьютером  или  через  него  послужили возникновению дефицита человеческого общения, т.к. никакая машина не заменит человеческих отношений.
Наши дети – это люди нового  поколения,  нового  информационного  общества.  А  значит,  им  нужны новые навыки и  умения,  касающиеся  работы  с  информацией.  Выпускники  школы  должны  быть  готовы  к   включению  в  дальнейшую  жизнедеятельность,  способные  решать  встающие  перед  ними жизненные и профессиональные проблемы, должны обладать определёнными умениями,  способностями,  а  так  же  качествами.
Итак, какие личностные качества в первую очередь подлежат развитию? На мой взгляд, это коммуникативные качества, связанные с необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными  потоками;  уметь отыскивать, преобразовывать и передавать информацию; выполнять  различные  социальные  роли  в  группе  и  коллективе;  использовать современные телекоммуникационные технологии.
Обладание информационно – коммуникативными умениями и навыками можно рассматривать как важнейшие качества личности, проявляющиеся в овладении различными способами работы с информацией в целях эффективной коммуникации. Они включают в себя:
  1. Умения, обеспечивающие понимание информации:
  • ориентирование в пространстве, понимание языка схем, карт, планов;
  • осознанное беглое чтение различных текстов (умение читать со скоростью не менее 120 слов в минуту, находить предмет разговора, формулировать простые вопросы и отвечать на них, видеть связи в тексте и выделять контекст разговора);
  • адекватное восприятие письменной речи (умение разбирать новые понятия, устанавливать причинно – следственные связи, понимать ситуации и соотносить их с собственным опытом, определять (формулировать) главную мысль, выделять непонятный текст, делить  текст на части, озаглавливать  необходимый текст);
  • адекватное восприятие устной речи (умение соотносить устный текст со своими знаниями и опытом).
   2.Умения, обеспечивающие изложение информации:
  • составление плана, тезисов, конспектов,  диаграмм, схем, графиков;
  • создание письменных и устных высказываний, презентаций, адекватно передающих информацию;
  • приведение примеров, аргументов, формулирование выводов;
  • умение передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
  • владение монологической и диалогической речью.
  3.Умения, обеспечивающие подбор и переработку информации:
  •  поиск и сбор информации из различных источников;
  •  умение строить коммуникацию с другими людьми (вести диалог в паре, малой группе, учитывать сходство и разницу позиций, взаимодействовать с партнёрами для получения общего продукта или результата);
  •  владение способами хранения информации.
Какова же роль учителя географии в формировании данных качеств? Ответ прост – тщательный подбор таких форм, методов и приёмов, используемых в учебном процессе, которые оптимально содействуют развитию информационно – коммуникативных умений и навыков обучающихся. К таким методам, с моей точки зрения, относятся все виды работы с учебником, игровые и  ИКТ, а также целый ряд педагогических приёмов.
Развитие и информационных и коммуникативных умений и навыков базируется на свободном владении текстом. Поэтому в 5-6 классах значительную часть урока я посвящаю работе с текстом учебника. В зависимости от изучаемой темы и уровня подготовки класса применяю следующие педагогические приёмы:
  •  составление плана либо краткого конспекта текста;
  • составление схемы либо таблицы по тексту;
  •  формулировка вопросов к тексту;
  •  формулировка заглавия для отдельных частей текста;
  •  нахождение в тексте материала описывающего  предложенные картинки, климатодиаграммы и так далее;
  •  «перевод с русского на русский».
Игровые технологии
Игра сама по себе является средством коммуникации. Игры на уроках географии позволяют заинтересовать ученика с любым уровнем подготовки, включить весь класс в совместный процесс познания, способствуют развитию творческого начала. Кроме того, игра – это незаменимый опыт коллективной и групповой работы. На уроках географии учителю не составляет труда создать игровой момент, имея такой богатый теоретический и картографический материал.
Преимуществами игровых технологий с точки зрения формирования информационно – коммуникативных умений и навыков являются:
  •  активизация и интенсификация образовательного процесса путём погружения ученика в привычную для него с детства игровую обстановку;
  •  воссоздание межличностных отношений, особенно при групповых и парных видах работы;
  •  возможность моделирование практически любого вида деятельности.
В своей деятельности я широко использую  ролевые игры и как небольшой фрагмент урока и как способ построения целого урока (Урок-телемост «Великобритания и Франция» в 9 классе). Ярким примером развития информационно-коммуникативных умений и навыков является игра «Создание атласа гипотетического материка» в 11 классе. В процессе создания своего атласа учащиеся работают в группе, создавая коллективный продукт. При этом используется огромное количество источников информации.
Информационно-компьютерные технологии
В процессе использования информационных технологий появляется возможность формирования у учащихся навыков нахождения и отбора нужной информации, её классификации и сопоставления, что является необходимым качеством саморазвития личности, прививает навыки самообразования, формируя информационные умения и навыки.
В своей деятельности я чаще всего использую:
 создание  презентаций Power Point, что актуально прежде всего для уроков, требующих наглядности, а также для оформления самостоятельной творческой работы учащихся  по результатам исследовательской деятельности для представления материала на научных конференциях;
  •  использование  Интернета раскрывает  возможности для  самостоятельной познавательной деятельности, даёт возможность доступа к  библиотечным фондам, космическим снимкам, новейшей статистической информации, топографическим и иным картам;
  •  демонстрация материалов происходит на этапе усвоения новых знаний  и заключается в использовании электронных средств обучения (учебников, энциклопедий), демонстрации видеофрагментов и т.д.;
  •  групповая (парная) работа с интерактивными картами.
Кроме вышеизложенных методов, в своей практике я использую педагогические приёмы, значительно повышающие эффективность процесса обучения и способствующие формированию информационно – коммуникативных умений и навыков:
  •     «Удиви меня» — ученик должен найти дополнительный как текстовый, так и видеоматериал (не общеизвестный), имеющий непосредственное отношение к изучаемой теме и представить  его в классе. Используется как один из вариантов творческого домашнего задания. Приём способствует развитию монологической речи.
  •     «Картографическая разминка» — этот приём подразумевает выполнение любых заданий по карте, не всегда связанных с темой урока, но обязательно охватывающих всех учеников класса. Приём помогает сменить вид деятельности на уроке, позволяет поддерживать высокий уровень картографической грамотности, даёт возможность проявить себя слабоуспевающим учащимся.
  •     «Выращивание понятия» — подразумевает эвристическую беседу, в ходе которой учитель вводит новый термин, опираясь на жизненный опыт учащихся. Данный приём способствует развитию умения вести диалог.
Изменения, происходящие в современном мире, приводят к изменениям в понимании результативности обучения, к разработке нового содержания, технологий и методов его реализации. В условиях увеличения количества информации, развития информационно-коммуникационных технологий, расширения доступности информационных сетей передача знаний перестает быть основной целью учебного процесса. Для успешного самопознания и самореализации человек должен быть готов к интенсивному информационному взаимообмену с окружающим миром. Это означает, что школа должна подготовить выпускника к продуктивному решению встающих перед ним задач на основе самостоятельного отбора, освоения и практического использования необходимой информации. Поэтому формирование умений и навыков в данной области позволяет в значительной степени избегать проблем, связанных с трудностями в практическом применении учащимися полученных в школе теоретических знаний для решения конкретных жизненных задач.
Приложение