Бодиловская О.О., учитель географии
высшей категории
ГУО «Средняя школа № 12 г.Жлобина»
Среди явных достоинств и преимуществ информатизации нашей жизни существуют и недостатки. Развитие техники, отсутствие свободного времени, постоянное взаимодействие с компьютером или через него послужили возникновению дефицита человеческого общения, т.к. никакая машина не заменит человеческих отношений.
Наши дети – это люди нового поколения, нового информационного общества. А значит, им нужны новые навыки и умения, касающиеся работы с информацией. Выпускники школы должны быть готовы к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы, должны обладать определёнными умениями, способностями, а так же качествами.
Итак, какие личностные качества в первую очередь подлежат развитию? На мой взгляд, это коммуникативные качества, связанные с необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками; уметь отыскивать, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе; использовать современные телекоммуникационные технологии.
Обладание информационно – коммуникативными умениями и навыками можно рассматривать как важнейшие качества личности, проявляющиеся в овладении различными способами работы с информацией в целях эффективной коммуникации. Они включают в себя:
-
Умения, обеспечивающие понимание информации:
-
ориентирование в пространстве, понимание языка схем, карт, планов;
-
осознанное беглое чтение различных текстов (умение читать со скоростью не менее 120 слов в минуту, находить предмет разговора, формулировать простые вопросы и отвечать на них, видеть связи в тексте и выделять контекст разговора);
-
адекватное восприятие письменной речи (умение разбирать новые понятия, устанавливать причинно – следственные связи, понимать ситуации и соотносить их с собственным опытом, определять (формулировать) главную мысль, выделять непонятный текст, делить текст на части, озаглавливать необходимый текст);
-
адекватное восприятие устной речи (умение соотносить устный текст со своими знаниями и опытом).
2.Умения, обеспечивающие изложение информации:
-
составление плана, тезисов, конспектов, диаграмм, схем, графиков;
-
создание письменных и устных высказываний, презентаций, адекватно передающих информацию;
-
приведение примеров, аргументов, формулирование выводов;
-
умение передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
-
владение монологической и диалогической речью.
3.Умения, обеспечивающие подбор и переработку информации:
-
поиск и сбор информации из различных источников;
-
умение строить коммуникацию с другими людьми (вести диалог в паре, малой группе, учитывать сходство и разницу позиций, взаимодействовать с партнёрами для получения общего продукта или результата);
-
владение способами хранения информации.
Какова же роль учителя географии в формировании данных качеств? Ответ прост – тщательный подбор таких форм, методов и приёмов, используемых в учебном процессе, которые оптимально содействуют развитию информационно – коммуникативных умений и навыков обучающихся. К таким методам, с моей точки зрения, относятся все виды работы с учебником, игровые и ИКТ, а также целый ряд педагогических приёмов.
Развитие и информационных и коммуникативных умений и навыков базируется на свободном владении текстом. Поэтому в 5-6 классах значительную часть урока я посвящаю работе с текстом учебника. В зависимости от изучаемой темы и уровня подготовки класса применяю следующие педагогические приёмы:
-
составление плана либо краткого конспекта текста;
-
составление схемы либо таблицы по тексту;
-
формулировка вопросов к тексту;
-
формулировка заглавия для отдельных частей текста;
-
нахождение в тексте материала описывающего предложенные картинки, климатодиаграммы и так далее;
-
«перевод с русского на русский».
Игровые технологии
Игра сама по себе является средством коммуникации. Игры на уроках географии позволяют заинтересовать ученика с любым уровнем подготовки, включить весь класс в совместный процесс познания, способствуют развитию творческого начала. Кроме того, игра – это незаменимый опыт коллективной и групповой работы. На уроках географии учителю не составляет труда создать игровой момент, имея такой богатый теоретический и картографический материал.
Преимуществами игровых технологий с точки зрения формирования информационно – коммуникативных умений и навыков являются:
-
активизация и интенсификация образовательного процесса путём погружения ученика в привычную для него с детства игровую обстановку;
-
воссоздание межличностных отношений, особенно при групповых и парных видах работы;
-
возможность моделирование практически любого вида деятельности.
В своей деятельности я широко использую ролевые игры и как небольшой фрагмент урока и как способ построения целого урока (Урок-телемост «Великобритания и Франция» в 9 классе). Ярким примером развития информационно-коммуникативных умений и навыков является игра «Создание атласа гипотетического материка» в 11 классе. В процессе создания своего атласа учащиеся работают в группе, создавая коллективный продукт. При этом используется огромное количество источников информации.
Информационно-компьютерные технологии
В процессе использования информационных технологий появляется возможность формирования у учащихся навыков нахождения и отбора нужной информации, её классификации и сопоставления, что является необходимым качеством саморазвития личности, прививает навыки самообразования, формируя информационные умения и навыки.
В своей деятельности я чаще всего использую:
создание презентаций Power Point, что актуально прежде всего для уроков, требующих наглядности, а также для оформления самостоятельной творческой работы учащихся по результатам исследовательской деятельности для представления материала на научных конференциях;
-
использование Интернета раскрывает возможности для самостоятельной познавательной деятельности, даёт возможность доступа к библиотечным фондам, космическим снимкам, новейшей статистической информации, топографическим и иным картам;
-
демонстрация материалов происходит на этапе усвоения новых знаний и заключается в использовании электронных средств обучения (учебников, энциклопедий), демонстрации видеофрагментов и т.д.;
-
групповая (парная) работа с интерактивными картами.
Кроме вышеизложенных методов, в своей практике я использую педагогические приёмы, значительно повышающие эффективность процесса обучения и способствующие формированию информационно – коммуникативных умений и навыков:
-
«Удиви меня» — ученик должен найти дополнительный как текстовый, так и видеоматериал (не общеизвестный), имеющий непосредственное отношение к изучаемой теме и представить его в классе. Используется как один из вариантов творческого домашнего задания. Приём способствует развитию монологической речи.
-
«Картографическая разминка» — этот приём подразумевает выполнение любых заданий по карте, не всегда связанных с темой урока, но обязательно охватывающих всех учеников класса. Приём помогает сменить вид деятельности на уроке, позволяет поддерживать высокий уровень картографической грамотности, даёт возможность проявить себя слабоуспевающим учащимся.
-
«Выращивание понятия» — подразумевает эвристическую беседу, в ходе которой учитель вводит новый термин, опираясь на жизненный опыт учащихся. Данный приём способствует развитию умения вести диалог.
Изменения, происходящие в современном мире, приводят к изменениям в понимании результативности обучения, к разработке нового содержания, технологий и методов его реализации. В условиях увеличения количества информации, развития информационно-коммуникационных технологий, расширения доступности информационных сетей передача знаний перестает быть основной целью учебного процесса. Для успешного самопознания и самореализации человек должен быть готов к интенсивному информационному взаимообмену с окружающим миром. Это означает, что школа должна подготовить выпускника к продуктивному решению встающих перед ним задач на основе самостоятельного отбора, освоения и практического использования необходимой информации. Поэтому формирование умений и навыков в данной области позволяет в значительной степени избегать проблем, связанных с трудностями в практическом применении учащимися полученных в школе теоретических знаний для решения конкретных жизненных задач.
Приложение