Формирование предметных умений и навыков на уроках географии

Брилевич М.Г., учитель географии
первой категории
ГУО «Средняя школа « 6 г.Жлобина»
Успешное обучение в школе не возможно без сформированности, у учащегося тех умений и навыков, которые необходимы ему в процессе учебной деятельности.
В толковом словаре «навык» — умение, выработанное упражнениями, привычкой. А «умение» — это навык в каком-нибудь деле. В педагогической литературе есть различие между умениями и навыками, которые обнаруживаются в процессе их формирования. Но в любом случае процесс формирования у учащихся умений учения и труда осуществляется во взаимосвязи с воспитанием мотивации учения.
Умения и навыки, которыми овладевают учащиеся при изучении географии, различаются сложностью выполняемых действий.
Вследствие этого одни из них требуют для формирования небольших затрат времени и сил, например использование справочного материала в атласах, учебниках и т. п. Другие же представляют собой сложную систему, в которой каждое действие отрабатывается постепенно, затем соединяется с другими.
Наиболее сложным является умение читать географические карты; оно формируется, постепенно усложняясь и совершенствуясь, на протяжении изучения всего школьного курса географии. Умение читать карту складывается из сложной системы действий: ориентирования, измерения расстояний, установления пространственных соотношений пунктов, территорий, определение координат, установление причинно-следственных связей между объектами и явлениями, изображенными на карте, составление описания отдельных объектов (рек, гор), элементов природы определенных территорий, составление физико-географического и экономико-географического описания отдельной страны, района, города.      Формирование  умений  и  навыков  учащихся  в  процессе  обучения  географии  происходит  в  основном  при  выполнении  различных  практических  и  самостоятельных  работ.  Практическая  работа  может  быть  определена  как  деятельность,  направленная  на  применение,  углубление  и  развитие  теоретических  знаний  в  комплексе  с  формированием  необходимых  для  этого  умений  и  навыков   (самостоятельное  использование  учебника,  карт,  статистических  материалов,  наглядных  пособий,  географических  приборов).  Практическая  работа  подготавливает  учащихся  к  самостоятельному  поиску  новых  знаний  и  овладению  новыми  умениями,  активизирует  познавательную  деятельность.
           Отработка  практических  навыков  ведется  на  различных  этапах  урока:  при  проверке   и   контроле   знаний,  изучении  нового  материала   и   его   закреплении.  В 6 классе, приступая к изучению темы «План и карта», говорю учащимся, что «карта — это второй язык географии». Из курса математики повторяются знания о масштабе, сравнивают планы местности, составленные в разных масштабах. По атласу учатся читать карту, пользуясь условными топографическими знаками, зарисовывают их в тетрадь.
Полученные знания закрепляются в тренировочных упражнениях, при выполнении которых учащиеся запоминают условные топографические знаки: прочитайте рассказ, замените слова топографическими знаками, например: «От пристани на реке мы пошли по лугу до деревянного моста. Перешли его, и пошли по шоссе вдоль железной дороги. Скоро начался смешанный лес. Выйдя к линии электропередачи, мы свернули на просеку. Идти пришлось долго. Наконец лес расступился, и мы вышли к озеру, берега которого местами оказались заболоченными. Вскоре мы подошли к дому лесника — цели нашего пути».
После того, как учащиеся усвоили условные знаки, предлагаю им более
сложные задания – работа с топографической картой:
1. В каком направлении от п. Сосновцы находится река, железная дорога, мост, колодец, железнодорожная станция, тропинка, дерево?
2. В каком направлении течет река? На каком из ее берегов имеется обрыв?
Учащиеся любят такие уроки. Они сами придумывают рассказы, применяя условные знаки.
Серия тренировочных упражнений завершается топографическим диктантом. В заключение изучения темы проводится практическая работа на местности «Составление плана небольшого участка местности способом глазомерной съемки».
 Формируя у обучающихся умения и навыки определять географические координаты, особое  внимание уделяется  решению  простейших  задач    в   парах,  при  этом  предлагаются  задания  вызывающие  интерес  и  не  продолжительны    по  времени (до 8 минут)  например:
1. Расположить объекты с севера на юг, определить их географическую широту (центр объекта): а) о. Мадагаскар; б) о. Гренландия; в) п-ов Индостан;
 г) о. Новая Гвинея.
2. 10  января  1821 г.  Русская  экспедиция  на  судах  « Восток»  и  «Мирный»  открыла  остров.  Координаты  его  69° ю.ш.  и  91° з.д.  Как  называется  и  в  каком  океане  находится? ( Остров Петра I).
3. Вертолет  должен  сделать  посадку  в  точке,  от  которой  все  направления  идут  только  на  север.  Указать  широту  и  долготу  этой  точки. (Южный  полюс,  90°ю.ш.  и  0° долготы).
4. По  какой  параллели  кругосветное  путешествие  будет   более   коротким:
40°с.ш.  или  50° ю.ш.?      В  ходе    решения   задач  учащиеся  обучают  друг  друга  определять  географические  координаты.
Далее формируется умение определять по карте высоты и глубины с помощью заданий:
1. По шкале глубин и высот определите абсолютные высоты территорий: Тибет, Альпы;
2. Определите абсолютные глубины Балтийского, Японского, Черного морей;
3. Назовите самую высокую точку Африки, Северной Америки, Южной Америки;
4. Определите: Какое из двух морей более глубокое:
а) Черное; б) Балтийское.
5. Определите: Какая из двух горных стран самая высокая:
а) Тибет;   б) Кавказ.
Изучение темы «Географическая карта» завершаю географическим диктантом:
1. Назовите материк, который пересекает все меридианы.
2. Какое кругосветное путешествие будет короче: по 60-й параллели или по меридиану?
3. Существует ли океан, который пересекают все меридианы?
Все эти практические работы необходимы обучающимся для приобретения  главного умения — читать географическую карту и пользоваться ею как важным источником информации.
При изучении темы «Атмосфера» с целью формирования умений извлекать из текста необходимую информацию и систематизировать знания в таблице учащиеся получают задание: выбрать из текста необходимые характеристики каждого слоя Земли и самостоятельно заполнить таблицу в тетради. Также для закрепления умений решаем задачи:
1. Определите t° воздуха за бортом самолета, который летит на высоте 3000 м., если t° на уровне моря + 20° С.
2. На какой высоте летит самолет, если известно, что за бортом самолета давление 450 мм. рт. ст., а у поверхности Земли – 750 мм. рт. ст.?
3. Вычислите высоту горы, если у ее подножия барометр показывает
750 мм. рт. ст, а на вершине — 135 мм. рт. ст..
Большинство работ учащиеся выполняют самостоятельно. В начале учебного года в VII классах, согласно программе по географии, были организованы наблюдения погоды. Ребята ведут календарь погоды, высчитывают среднемесячную температуру воздуха, строят графики изменения температуры за месяц, чертят розу ветров.
С целью формирования умений сравнивать явления и систематизировать знания в 8 классе при изучении темы «Циклоны и антициклоны» учащиеся получают задание: найти черты сходства и отличия циклонов и антициклонов и оформить самостоятельную работу в виде таблицы. Признаки сравнения и вид таблицы выбирают самостоятельно.
Применяю раздаточный материал — это различные планы, например: план характеристики географического положения материка, план описания рельефа территории, план описания климата, план описания реки, план описания природной зоны. Цель: вооружить школьников приемами работы с тематическими картами. К концу учебного года они умеют составлять по картам географические характеристики отдельных территорий. Кроме того, это помогает систематизировать знания обучающихся, излагать их последовательно. При  выполнении   практической   работы  по  теме  «Составление характеристики географического положения материка, на примере Африки» (8 класс),   пользуясь  планом,   учащиеся  делают   характеристику   физико-географического  положения  материка,   демонстрируя   умение   работать   с    атласом,   анализировать   тематические  карты,  устанавливать  общие   и   отличительные   признаки  и    делать  выводы  на  основе  полученных  знаний.  Задания  в   контурной  карте    помогают  научиться  ориентироваться   по  карте,  быстро  находить  объект,  что  способствует  развитию  пространственного  мышления    учащихся.
Уроки обобщающего повторения провожу в форме зачета или семинара, на которых отрабатываются навыки самостоятельной подготовки задания, творческого подхода к нему. Самостоятельное изучение карт, справочников дополнительной литературы позволит сформулировать у школьников умение работать с различными источниками информации, развить их познавательную и творческую активность.