Виды памяти

Гринцевич   Елена Николаевна,
                        педагог-психолог
                        ГУО «Средняя школа
                        № 7 г. Жлобина»,
                        без категории
Трудно переоценить значение памяти для конкретного человека, в структуре его личности и индивидуальности:
  • Память – одно из условий психической жизни человека. Едва ли не самое важное чудо животной и особенно человеческой организации (И.М. Сеченов).
  • Лишившись памяти, человек утрачивает Я, перестает существовать (С. Роуз).
  • Я – это моя память (К.К. Платонов).
  • Без памяти мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом (С.Л. Рубинштейн).
Развитие памяти – неотъемлемый и обязательный процесс, сопровождающий любое обучение и способствующий достижению более значимых результатов. Но для того, чтобы такое развитие происходило эффективно, необходимо целенаправленное воздействие на определенные «участки» памяти в зависимости от целей обучения. Именно поэтому мы считаем важным для педагогов понимание того, как тренируются различные виды памяти и что нужно делать, чтобы стимулировать их развитие.
Выделение видов памяти осуществляется на основании того, каковы особенности мыслительной деятельности, направленной на запоминание и воспроизведение информации.
  • Так, по преобладающей психической активности память бывает двигательной, эмоциональной, образной и словесно-логической.
  • На основании разной продолжительности сохранения информации выделяют кратковременный, долговременный и оперативный виды памяти.
  • Согласно целям деятельности память делят на непроизвольную и произвольную.
Впрочем, как утверждает Ги Лефрансуа, существует всего два вида памяти: хорошая и плохая, и большинство обыкновенных людей владеют последней.
Говоря об индивидуальных особенностях в процессах памяти, выделяют следующие типы людей: 1) быстро запоминает и медленно забывает; 2) быстро запоминает и быстро забывает; 3) медленно запоминает и медленно забывает; 4) медленно запоминает и быстро забывает.
 

Критерий № 1: характер психической активности

Каждое наше движение, впечатление или переживание откладывается в памяти на какое-то время – более или менее длительное, – что позволяет нам воспроизводить его в случае необходимости снова и снова. Разделение памяти на двигательную, эмоциональную, образную и логическую осуществляется как раз на основе того, какой вид психической деятельности участвует в запоминании информации (движения, эмоции, воображение, логическое мышление).
Двигательная память – запоминание, сохранение и воспроизведение определенных движений и их систем. Как и любой другой, этот вид памяти может быть преобладающим у человека или наоборот – находиться на минимальном уровне.
Например, музыканту проще вспомнить какую-либо пьесу не в виде нотной записи или мелодии звукового ряда, а по движениям пальцев во время ее исполнения. Слова людьми с хорошей двигательной памятью также могут запоминаться в плане их артикуляционного состава, то есть движения, которые совершают язык и гортань при произнесении слов. Поэтому дети часто проговаривают слова вслух при заучивании текстов.
Главная ценность двигательной памяти для нас заключается в том, что на ее основе вырабатываются всевозможные практические навыки – будь то навык ходьбы у малышей, письма у школьников, или освоение сложных упражнений на гимнастических снарядах, или игра на музыкальном инструменте. Если на минуту представить, что у нас отсутствует двигательная память, можно предположить, какие сложности возникнут в осуществлении самых простых обыденных действий – ведь придется каждый раз учиться производить их заново.
Хорошее развитие двигательнойпамяти распознают по физической ловкости человека, его сноровке, способности быстро усваивать требуемые движения при обучении практическим умениям.
Эмоциональная память – запоминание, сохранение и воспроизведение эмоционально окрашенных явлений, или память на эмоции и чувства. Память сохраняет положительно или отрицательно окрашенные переживания. Они могут побуждать человека к действию или отказу от него. Другими словами, информация о событиях как бы маркируется эмоциями. Неприятные эпизоды имеют тенденцию к вытеснению и, наоборот, «счастливые» минуты хранятся годами. Принято считать, что эмоциональная память проявляется у ребенка где-то в шестимесячном возрасте. Такая эмоциональная избирательность памяти присуща каждому человеку. Эмоциональная память лежит в основе способности сочувствовать и сопереживать.
Образная память – способность к сохранению зрительных, слуховых, обонятельных, вкусовых и осязательных образов, по которым и разделяют образную память на аналогичные подвиды.
Интересно, что ведущими в жизнедеятельности человека являются два подвида образной памяти – зрительная и слуховая, все остальные обычно развиты в меньшей степени у большинства людей, а тренируются лишь у тех, чья профессиональная деятельность требует этого. Иногда так называемые периферические виды памяти могут интенсивно развиваться при замещении недостающего основного (у глухих и слепых людей).
Образная память возникает к двум годам, а своего наивысшего развития достигает в подростковом возрасте. Зрительная и слуховая память, как правило, преобладают у значительного числа людей. Осязательная, обонятельная и вкусовая память доминируют скорее как исключение или относятся к профессиональным видам памяти.
В особых условиях деятельности развивается чувствительность соответствующих рецепторов, например, у дегустаторов, что способствует  хорошей вкусовой или обонятельной памяти.
Самый сложный вид памяти и позже всего формирующийся –cловесно-логическая память – специфически человеческий вид памяти; запоминание, сохранение и воспроизведение словесно оформленного и осмысленного материала. Принято считать, что мысли могут быть переданы с помощью языка, этим объясняется название данного вида памяти. Хотя, если при заучивании материала не обращают внимания на смысл, то речь может идти исключительно о словесной памяти.
Поскольку выражение какого-либо смысла возможно в различной словесной форме, то упражнения на развитие словесно-логической памяти обычно направлены на достижение двух целей: передача основной мысли запоминаемого материала либо его точное словесное воспроизведение. При этом информация может вообще не подвергаться смысловому анализу – и тогда речь идет уже о простом механическом заучивании.

Критерий № 2: время хранения информации

По времени, в течение которого материал может сохраняться в памяти, выделяют кратковременную, долговременную и оперативную память.
Необходимо различать кратковременную память и так называемый непосредственный опечаток сенсорной информации, который сохраняет актуальную картину происходящего в данный момент времени. Кратковременная же память удерживает не реально происходящие и воспринимаемые события, а их личную интерпретацию человеком. То есть услышав какую-либо фразу, мы сохраняем не ее звуковое оформление, а первичный смысл, который смогли уловить.
Материал может удерживаться в кратковременной памяти в среднем 20-30 секунд, а также довольно длительное время – при определенном сознательном усилии со стороны человека.
Долговременная память – самый сложный и важный из видов памяти, поскольку удерживает весь объем полученных в течение жизни знаний, а также их полную классификацию и соотношение друг с другом. Количество информации, которую способен удерживать мозг человека, так велико, что вполне правомерно говорить о неограниченности его емкости. Любой материал, сохраняющийся на протяжении более нескольких минут, сохраняется в долговременной памяти. При целенаправленном развитии этого вида памяти особое внимание уделяется обычно формированию способности к быстрому поиску и извлечению информации из «файловой системы» мозга.
Термин «оперативная память» используется для обозначения мнемонических процессов, сопровождающих производимые в данный момент действия. То есть информация в оперативной памяти сохраняется лишь до тех пор, пока она актуальна, и забывается сразу после завершения операции, для которой использовалась (например, в процессе решения задачи необходимо для получения результата удерживать в памяти исходные данные). Время хранения такого материала может различаться в зависимости от выполняемой задачи – от пары минут до целой недели и более.

Критерий № 3: цели деятельности

Деление памяти на непроизвольную и произвольную определяется целями осуществляемой деятельности. Так, при сохранении, удерживании и воспроизведении информации, не связанном с выполнением конкретной задачи, говорят о непроизвольной памятичеловека. В случае специального целенаправленного запоминания и сохранения материала с целью дальнейшего его использования речь пойдет опроизвольном виде памяти. При этом, как правило, сознательно используются различные приемы мнемотехники.
Оба эти вида в то же время представляют собой два последовательных этапа развития памяти: от непроизвольного запоминания к осознанному произвольному. При этом каждый из этапов имеет огромное значение для деятельности человека. Ведь основная часть жизненного опыта и знаний накапливается как раз непроизвольным путем, а в обучении и осознанном усвоении нового материала неоценимую роль играет произвольное запоминание.

Развитие памяти – основа успешного обучения

В последние годы школьная программа увеличивается в объеме с такой скоростью, что впору задуматься: сколько же информации придется «переварить» молодому поколению лет через 10 – 20 – 30? И если, к примеру, математическое знание – довольно постоянная величина, то количество изучаемых в школе литературных произведений неуклонно растет. В этой ситуации трудно переоценить значение правильного и своевременного развития памяти у детей.

Немного теории

Для начала вспомним, что память по мере взросления человека развивается постепенно. Так, с младенчества дети начинают запоминать движения, которые однажды выполнили, познавая таким образом возможности своего тела, – это двигательная память. Затем важными для них становятся эмоции и чувства, которые могут сохраняться на длительное время, – так развивается эмоциональная память. Взрослея, дети учатся сохранять зрительные образы людей и предметов с разной степенью подробности – это образная память. Вершиной же созревания мыслительных процессов и самой высокой ступенью развития памяти становится словесно-логическая, позволяющая сохранять и воспроизводить смысл и содержание, выраженные в словах.
Принципы запоминания и методы развития памяти интересовали человечество с давних времен. Древние греки, например, думали, что информация представляет собой какие-то материальные частицы, которые попадают в голову и оставляют своеобразные отпечатки на мозге, будто на воске.
С тех пор знание о механизмах памяти значительно усовершенствовалось, появилась специальная наука о том, как запоминать необходимый объем информации, названная мнемотехникой.
Изобретателем мнемоники (или мнемотехники) считается поэт СимонидКеосский. Он присутствовал на пиру, устроенном одним из фессалийских аристократов, где исполнил свою лирическую поэму. Когда он вышел из зала, крыша здания обрушилась, и все участники пира погибли под ее обломками. Симонид помог родственникам опознать погибших, так как запомнил порядок расположения гостей за столом. Принцип упорядочивания информации с помощью метода мест лег в основу искусства («системы вспоможения») памяти.
Известно множество приемов запоминания, позволяющих людям с различными типами мышления подобрать для себя действенные и эффективные способы.

Законы памяти

Необходимо изучать, чтобы использовать для эффективной организации процесса заучивания.
       1.                Закон осознанияутверждает, что процессы памяти зависят от степени осмысленности информации, подлежащей запоминанию.
     2.                Закон эмоциональной окраски фиксирует зависимость памяти от уровня эмоциональной реакции индивида, сопровождающей процессы запоминания.
    3.                Эффект края состоит в более прочном запоминании начала и конца поступающей информации.
    4.                Эффект Зейгарник: из серии выполняемых заданий человек впоследствии вспоминает чаще те из них, которые остались незавершенными (неудовлетворенные потребности активизируют процесс памяти).
   5.                Кривая забывания Эббингауза: забывание особенно интенсивно протекает сразу после запоминания, а затем замедляется. Информация теряется быстрее всего, около 65% от первоначальных 100%, в первые 9-10 часов после её усвоения, а затем в течение последующих 7 дней потери не превышают 20%.
Давайте посмотрим, как действуют все виды памяти вместе. Для этого мы используем один предмет. Это лимон. Когда мы слышим слово «лимон», то используем свою слуховую память. После этого мы представляем, как он выглядит – его форма, цвет. Здесь используется зрительная память. Благодаря вкусовой памяти, мы сразу представляем себе его кислый вкус. Благодаря обонятельной памяти, мы легко можем представить запах лимона. А тактильная память позволит нам представить себе его шероховатую поверхность. После таких «операций с лимоном» у большинства из присутствующих появился кислый вкус во рту.
Приложение