Память и приемы запоминания

Гринцевич  Елена Николаевна,
                        педагог-психолог
   ГУО «Средняя школа
                        № 7 г. Жлобина»,
                        без категории
ПАМЯТЬ И ПРИЕМЫ ЗАПОМИНАНИЯ
Задачи:
  • Знакомство с характеристиками памяти человека.
  • Исследовать виды памяти.
  • Обучение работе с текстами, приемам запоминания, отработка полученных навыков.
  • Сплочение группы.
Оборудование: 15 различных предметов для эксперимента №1, карточки со словами, листы бумаги, ручки, памятки.
Ход занятия
1. Вводная часть
Упражнение «Снежный ком»
Упражнение выполняется в круге. Первый участник продолжает фразу «Я люблю…». Следующий по кругу участник говорит, что любит первый участник, а затем продолжает фразу сам. Следующий произносит,что любят предыдущие два и добавляет свое и т.д.
— Что обеспечило успех в выполнении этого задания? (Память) Тема нашего сегодняшнего занятия «Память и приемы запоминания».
2. Основная часть
Мини-лекция «Великая Память»
Память высоко ценили в дописьменный период человеческой истории. Каждый народ хранит легенды о поэтах и музыкантах, которые знали наизусть значительные по объему художественные произведения. В это время память была сродни мудрости.
Древние греки считали богиню памяти Мнемозину – матерью девяти муз, покровительниц всех известных тогда наук и искусств.
Кажется, ни один человек, обладающий выдающейся памятью, не потерялся в анналах истории. Александр Македонский знал в лицо и по имени тысячи своих солдат. Митридат Понтийский владел языками всех 22 народов, проживавших в его владения. Маленький Вольфганг Моцарт нота в ноту воспроизвел сложное многоголосное произведение композитора Аллегри. Английский художник Дж. Рейнольдс и русский художник А.И. Куинджи по памяти писали портреты. У. Черчилль знал наизусть почти все произведения Шекспира. И сегодня в Индии есть люди, которые помнят все песни Махабхараты в 300 тысяч строк.
Такова уникальная память уникальных людей. А какой объем памяти человека с не феноменальной памятью?
Эксперимент №1.
Четверым добровольцам предлагается не надолго покинуть помещение. В это время на стол кладутся 15 различных предметов, это может быть зеркальце, тетрадь, ручка, мячик и т.д. Входит первый участник. Ему предлагается в течение 10 секунд запомнить столько предметов со стола, сколько сможет. Затем он поворачивается в другую сторону и перечисляет, что смог запомнить. Экспериментатор считает, сколько предметов назвал испытуемый. Результат записывается на доске. Эксперимент повторяется с остальным участниками. Подсчитывается среднее арифметическое, исходя из полученных данных. Это и есть средний объем памяти.
Мини-лекция «Память и законы запоминания»
Психологи раскрыли секрет магической «семерки» (семь бед – один ответ; семеро одного не ждут; семь раз отмерь – один раз отрежь и т. д.). Оказывается, таков в среднем объем нашей памяти, а точнее 5+(-2). При одновременном восприятии она способна удержать и затем воспроизвести в среднем лишь семь объектов.
Основные законы запоминания:
1. Впечатление
Эмоции и чувства – лучшие союзники памяти. Чем больше чувств участвует в записи следов памяти, тем проще извлечение информации. Даниель Лапп сравнивает воспоминание с рыбалкой. Чем больше крючков мы забрасываем, тем больше рыбы можем поймать. Так и с памятью, чем больше чувств вовлечено, тем легче вспомнить информацию. Дайте простор для проявления своих особенностей к восприятию: смотрите, слушайте, трогайте, пробуйте на вкус, принюхивайтесь, двигайтесь. Это и есть подключение зрительной, слуховой, тактильной, вкусовой, обонятельной, двигательной памяти. (У большинства людей в большей степени развита зрительная память, так как нервы, идущие от глазницы до мозга, в 20 раз толще, чем, например, нервы, идущие от ушной раковины к мозгу)
Эксперимент №2
1.1. Исследование зрительной памяти.
На доске (или на заранее подготовленном учителем раздаточном материале) записан ряд произвольных слов. Задача учащихся в течение 30 секунд внимательно посмотреть на слова, попытаться запомнить, затем воспроизвести:
СТОЛ, ПЛОМБА, УЛИЦА, НЕБО, ПЕНАЛ, УЧИТЕЛЬ, МАМА, СТЕНД, БОТИНОК, ЛОЖКА.
Проанализировать результаты, если удалось воспроизвести менее 6 слов память слабая, нужно тренировать; 6 — 9 слов – хорошая память; более 9 – великолепный результат.
1.2. Исследование слуховой памяти.
Учитель читает вслух 1 ряд слов (интервал между словами 5 секунд). После 5 секунд отдыха, учащиеся записывают запомнившиеся слова.
ЛАМПА, ЯБЛОКО, КАРТА, ГРОЗА, УТКА, МЯЧ, КОШКА, ЛИСТ, ДОМ, ГАЗЕТА.
Проанализировать результаты. Сравнить результаты. Сделать вывод, какой тип памяти преобладает.
Продолжение лекции
Но, просто так эмоции и чувства не возникают. Для этого необходимо понять смысл и внутренние связи материала, необходимого для изучения.
2. Ассоциации
Ассоциацияозначает связь, соединение. Ее принцип сводится к следующему: если определенные психические образования возникли в сознании одновременно или непосредственно друг за другом, то между ними возникает ассоциативная связь, и повторное появление какого-либо из элементов этой связи с необходимостью вызывает в сознании представление всех остальных ее элементов.
Есть несколько видов ассоциаций:
1) по сходству: когда образы предметов, явлений вызывают воспоминания о чем-либо сходном с ними (художественные);
2) по контрасту: ассоциируются резко различные явления (добро – зло);
3) по смежности: восприятие или мысль об одном предмете влечет за собой припоминания других предметов и явлений, смежных во времени и пространстве (ключевое слово).
Впервые в художественной литературе описание ассоциативного эксперимента приводит К. Чапек в рассказе «Эксперимент профессора Роусса». Профессор-психоаналитик приезжает в маленький город и принимает участие в раскрытии преступления. В убийстве шофера подозревают человека по имени Суханек, в сарае которого нашли автомобиль убитого со следами крови.
Профессор предложил подозреваемомуСуханеку сыграть в игру: «Я не буду вас допрашивать. Я только буду произносить слова, а вы должны в ответ говорить первое слово, которое придет вам в голову».
– «Стакан, – произнес профессор Роусс.
– Пиво, – проворчал Суханек.
– Вот это другое дело, – сказала знаменитость. – Теперь правильно.
Суханек подозрительно косился на него. Не ловушка ли вся эта затея?
– Токарный станок. – Латунь.
– Очень хорошо.
Суханек, видимо, уже ничего не имел против такой игры.
– Солдат. – Артиллерист.
Перекличка становилась все быстрее. Суханека это забавляло. Похоже на игру в карты, и о чем только не вспомнишь!
– Дорога. – Шоссе.
– Прага. – Бероун.
– Спрятать. – Зарыть.
– Тряпка. – Мешок.
– Лопата. – Сад.
– Яма. – Забор.
– Труп…
Молчание.
– Труп! – настойчиво повторил профессор. – Вы зарыли его под забором. Так?
– Ничего подобного я не говорил! – воскликнул Суханек.
– Вы зарыли его под забором у себя в саду, – решительно повторил Роусс. – Вы убили Чепелку по дороге в Бероун и вытерли кровь в машине мешком. Все ясно».
На основе ассоциативного эксперимента был изобретен детектор лжи. В лаборатории А.Р. Лурия изучали латентный период реакции испытуемого на слово-стимул и сопровождаемые ее двигательные акты. Оказалось, что если слово у испытуемого не вызывает никаких эмоций, то он реагирует быстро и ровным нажимом пальца на кнопку прибора. Если слово для него по какой-то причине является эмоционально окрашенным, то следует отсроченная во времени реакция, а нажим становится неровным и неупорядоченным. В последующем экспериментальная аппаратура была усовершенствована и нашла применение в криминалистике.
— Перечислите мне все цвета спектра. Каким образом вам удалось запомнить их порядок? (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан)
3. Повторение
Основные принципы:
1. Необходимо повторить информацию в течение 20 секунд сразу после ее восприятия (имена, телефоны, даты и т. п.), так как самая большая потеря информации приходится на первые стадии запоминания, следующие непосредственно за восприятием.
2. Промежутки времени между повторениями информации нужно по возможности удлинять. Предположим, если на подготовку дается 7 дней, а материал требует не менее пяти повторений, то работа может быть построена так:
1-й день —2 повторения;
2-й день — 1 повторение;
3-й день — без повторений;
4-й день — 1 повторение;
5-й день — без повторений;
6-й день — без повторений;
7-й день — 1 повторение.
3. Количество повторений должно выбираться с некоторым запасом. Следует придерживаться простого правила: число повторений должно быть таким, чтобы в течение необходимого промежутка времени информация не пропадала.
Если вы хотите запомнить информацию только на несколько дней, то после непосредственного ее восприятия рекомендуем повторить материал сначала через 15-20 минут, затем через 8-9 часов. И еще раз, через 24 часа.
Работа с раздаточным материалом. Памятка «Методы активного запоминания»
— Получив материал, необходимый для запоминания, каким образом мы должны начать работать с ним?
Эксперимент №3
I Этап
Инструкция: сейчас Вам будет прочитан список из 15 слов. Слушайте внимательно и постарайтесь их запомнить. Затем по команде: «Начали!» вам необходимо воспроизвести эти слова письменно, порядок воспроизведения – произвольный.
Ход этапа: Экспериментатор читает 15 слов со скоростью 1 слово в 5 секунд. После паузы в 10 секунд экспериментатор дает команду на воспроизведение слов. Испытуемый в течение 2 минут воспроизводит слова письменно. Порядок воспроизведения слов – произвольный.
Слова: СТУЛ, ГЕНИАЛЬНОСТЬ, ДРУЖБА, ЧУВСТВО, КАСТРЮЛЯ, МЫЛО, САНДАЛИЯ, ЖЕЛАНИЕ, БАНАН, РЕКА, ВОСПОМИНАНИЕ, СУМКА, СИМПАТИЯ, СОВЕСТЬ, БУКВА.
II Этап
Инструкция: сейчас Вам будет прочитан список из 15 слов. Слушайте внимательно. Для того, чтобы их было легче запомнить, Вы должны к каждому слову нарисовать рисунок. Качество и содержание рисунка значения не имеют. Рисунок должен помочь Вам вспомнить слово. Использовать цифры и буквы не разрешается. Вы должны выполнить рисунок к каждому слову, не пропуская ни одного. Рисовать быстро, 1 рисунок – в 5 секунд. Затем по команде: «Начали!» вам необходимо воспроизвести эти слова по рисунку письменно после паузы в 10 секунд, порядок воспроизведения – произвольный.
Ход этапа: Экспериментатор читает 15 слов со скоростью 1 слово в 5 секунд. Одновременно испытуемый в течение этого же времени выполняет рисунок к каждому слову. После паузы в 10 секунд экспериментатор дает команду на воспроизведение слов. Испытуемый в течение 2 минут воспроизводит слова письменно по рисунку. Порядок воспроизведения слов – произвольный.
Слова: АВТОМОБИЛЬ, КАРТИНА, ЭГОИЗМ, БУЛАВКА, ВАЗА, ФАНТАЗИЯ, ЛЮБОВЬ, СТРАХ, ОБЩЕНИЕ, ТВОРЧЕСТВО, БАРАБАН, КОВЕР, ВЕРЕВКА, ЛИЧНОСТЬ, МЕДАЛЬ.
Проанализировать результат.
Эксперимент №4.
Приглашаются 10 добровольцев. Девяти предлагается выйти из кабинета. Оставшемуся зачитывается текст и дается следующая инструкция: «Сейчас тебе будет прочтен текст. Ты слушаешь внимательно и запоминаешь. Потом тебе необходимо пересказать этот текст вошедшему человеку». Затем вошедший пересказывает следующему, так до тех пор, пока не перескажут все испытуемые. В конце зачитывается текст экспериментатором. Проводится анализ, делаются выводы. (65% информации теряется в первые 9-10 часов запоминания).
Текст: В 1912 году в Атлантическом океане произошла катастрофа. Огромный пассажирский пароход «Титаник», шедший первым рейсом из Европы в Америку, столкнулся в тумане с плавающей ледяной горой – айсбергом, получил большую пробоину и стал тонуть. «Спустить шлюпки!» – скомандовал капитан. Но шлюпок оказалось недостаточно. Их хватило только на половину пассажиров. «Женщины и дети – к сходням, мужчинам надеть спасательные пояса!» – раздалась вторая команда. Мужчины молча отошли от борта. Пароход медленно погружался в темную холодную воду. Одна за другой отваливали от гибнувшего судна лодки с женщинами и детьми. Вот началась посадка в последнюю шлюпку.
И вдруг к сходням, крича и воя, бросился какой-то толстяк с перекошенным от страха лицом. Расталкивая женщин и детей, он совал матросам пачки денег и пытался вскочить в переполненную людьми шлюпку. Послышался негромкий сухой щелчок – это капитан выстрелил из пистолета. Трус упал на палубу мертвым, но никто даже не оглянулся в его сторону.
Работа с памяткой «Тренировка памяти»
Предложите эффективные методы тренировки памяти.
3. Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Почему полезно писать шпаргалки?
Почему материал того предмета, которого преподает учитель, которого мы боимся, запоминается лучше?
Упражнение «Покажи пальцем»
Все участники сидят в круге. Для начала их просят поднять вверх руку с вытянутым указательным пальцем. Затем ведущий называет какое-то свойство и предлагает участникам опустить руку, показав пальцем на того, кто, с точки зрения каждого из них, обладает сегодня данным свойством.
Например:
•        Покажите самого активного сегодня
•        Самого сонного
•        Покажите того, кто сегодня особенно веселил группу
•        Того, кто сегодня помог вам
•        Покажите того, с кем бы вы хотели познакомиться поближе
•        Покажите того, кто внес больший вклад в решение поставленных задач.