Государственное учреждение образования
«Средняя школа № 6 г.Жлобина»
Внеклассная работа как путь повышения интереса школьников к изучению географии
Автор работы:
Брилевич Мария Григорьевна
учитель географии
СШ № 6 г. Жлобина
г. Гомель, 2012
Аннотация
Тема выпускной работы, выбранная автором, является актуальной и способствует повышению интереса к изучению географии, ее доступности и привлекательности для учащихся.
При раскрытии темы выявлены цели и задачи внеклассной работы, которые направлены на расширение географического кругозора, углубление знаний школьников в области географической науки, а также на формирование коммуникативных навыков, создание условий для самоорганизации и развития творческих способностей учащихся.
В работе рассматриваются и различные формы внеклассной работы, которые может использовать в своей деятельности каждый учитель. Приводятся примеры и фрагменты игр, рассматривается план проведения Недели географии, а также прилагается мероприятие.
Любая внеклассная работа, связанная с познавательной деятельностью учащихся, для учителя «урок», и его надо проводить с соблюдением всех тех методов, правил и приемов, которые относятся к обычному учебному уроку. Поэтому учителем в работе представлены и основные методы, и показатели эффективности внеклассной работы по географии.
Руководитель МО Т. П. Туманская
учителей естественных наук
ГУО «Средняя школа № 6
г. Жлобина»
Содержание
Введение ……………………………………………………………………………..4
1 Внеклассная работа по географии ……………………………………………….6
1.1 Цели и задачи внеклассной работы по географии ……………………………6
1.2 Методы внеклассной работы по географии ……………………………………8
1.3 Основные показатели эффективности внеклассной работы по географии…10
2 Формы организации внеклассной работы ………………………………………12
2.1 Географические игры ………………………………………………………….14
2.2 Экскурсия ………………………………………………………………………16
2.3 Неделя географии ………………………………………………………………17
Заключение …………………………………………………………………………19
Литература …………………………………………………………………………20
Приложение ………………………………………………………………………. 21
Введение
Учебно-познавательная деятельность осуществляется не только в процессе обучения на уроках, она продолжается во внеурочное время в разнообразных формах воспитательной работы. Внеклассная деятельность является частью всего учебно-воспитательного процесса, при котором деятельность школьников осуществляется во внеурочное время при организующей и направляющей роли учителя. Вся внеклассная работа ориентирована на расширение и углубление базовых знаний и умений, на развитие способностей, познавательного интереса, на приобщение к исследовательской работе.
Географическое образование необходимо рассматривать как неотъемлемую часть общей системы образования, поскольку оно призвано помочь учащемуся лучше понять особенности пространственных взаимоотношений на земной поверхности и характер ее освоения человеком. Географическое образование необходимо не только тем, кто так или иначе связывает свою карьеру с географией. Если нам представляется вполне естественным, что все дети учатся читать, писать, считать и решать математические задачи, то есть овладевают средствами общения с другими людьми с тем, чтобы уметь ставить вопросы и отвечать на них, слушать и быть услышанными, принимать повседневные решения, находить приложение своим способностям и развивать свою личность в целом, то разве не столь же естественно учить детей разумно действовать в пространстве, видеть территориальные аспекты проблем, пополнять их знания об окружающей среде?
В условиях всеобщего среднего образования и повышения научного уровня преподавания успех обучения во многом зависит не только от выбора эффективных методов и форм обучения в классе на уроке, но и от организации внеклассной работы по предмету. Опытные учителя знают, что очень часто интерес к предмету, выбор профессии происходит под влиянием внеклассной работы. Роль внеклассной работы по географии велика. За пределами круга знаний, определенного школьными программами, остается немало увлекательных, ярких страниц географической науки. В рамках урока трудно организовать и провести серию практических работ на местности, сделать это во внеклассное время гораздо проще. Экскурсии, походы по родному краю, путешествия по стране помогают ребятам лучше узнать природу нашей Родины, полюбить родную землю, научиться разумно, использовать ее богатства, ценить их и беречь.
Поэтому целью данной работы является: отразить сущность понятия и значимость внеклассной деятельности по географии в школе.
1. Внеклассная работа по географии
1.1. Цели и задачи внеклассной работы по географии
Внеклассная работа по географии ‑ это деятельность учащихся, осуществляемая на основе добровольного участия и самостоятельности, направляемая учителем и способствующая углублению знаний учащихся по предмету, развитию их познавательных интересов и способностей.
В настоящие время внеклассная работа по географии является составной частью учебно-воспитательной работы в школе, так как способствует решению важных задач в образовании и воспитании школьников и позволяет разумно организовывать их досуг. Если раньше цель была дать знания, то сегодня необходимо формировать коммуникативные навыки, создавать условия для самоорганизации и развития творческих способностей.
География как учебный предмет имеет большие возможности для проведения внеклассной работы, так как ее содержание тесно связано с окружающей природой, с хозяйственной деятельностью людей, с международными и текущими событиями в нашей стране. Учащихся интересуют многие географические проблемы, раскрыть которые не представляется возможным на уроке из-за недостатка времени. Главная задача внеклассных занятий по географии — усилить интерес к географической науке, помочь школьникам всесторонне познать многообразие и богатство родной природы, формировать такие черты личности как взаимопомощь, дружба, умение работать в коллективе(5).
Внеклассная работа отличается от урочной целями, содержанием, организационными формами и особенностями методики проведения. Образовательные цели внеклассной работы — расширить географический кругозор и углубить знания школьников в области географической науки, совершенствовать общеучебные и специальные для географии умения учащихся. Эти цели осуществляются путем привлечения средств занимательности, знакомством с важнейшими достижениями науки, экскурсиями в природу и на производство, включением во внеклассные занятия внепрограммных вопросов и проблем географической науки, а также за счет более высокого научного уровня и глубины раскрытия программного материала.
На внеклассных занятиях школьники совершенствуют умения самостоятельно пополнять знания из различных источников информации. Составляя рефераты и доклады по дополнительной научно-популярной географической литературе, школьники совершенствуют умения работать с книгой: выделять главные мысли, отбирать факты для подтверждения теоретических положений, составлять планы и конспекты по тексту. На экскурсиях и в походах они закрепляют некоторые исследовательские методы географической науки: учатся наблюдать, собирать и оформлять гербарий, составляют планы и карты-схемы пути и т.д. Участие в походах по родному краю воспитывает чувство патриотизма. Наблюдая красоту и совершенство природы, у учащихся формируются эстетические взгляды, гуманное отношение к природе, желание жить в единстве с ней. Разнообразная тематика географических вечеров и конференций, воспитывают чувство гордости за нашу страну(7).
1.2. Методы внеклассной работы по географии
К числу методов проведения внеклассной работы по географии, выделяемых по источникам знаний, можно отнести:
1) словесные методы (вербальные): лекция, беседа, доклад, интервью. В этой группе методов источником знаний служит слово учителя. Беседы, лекции, интервью проводят ученые, сотрудники в экспедиции, работники государственных учреждении, проводящие исследования природы нашей страны, ее недр;
2) практические, осуществляемые во время проведения практических занятий, проводимых как с группой учащихся, так и с одним учеником (индивидуально). На этих занятиях учащиеся овладевают умениями работать с географическими инструментами, приборами, лабораторным оборудованием, проведения и постановки опытов и их камеральной обработки, а также осуществлять природоохранные мероприятия;
3) наблюдения, которые можно применять при изучении, как природных явлений, так и хозяйственной деятельности человека. Этот метод дает возможность изучать действительность во всех ее проявлениях. Наблюдения могут быть эпизодическими и постоянными. В их основе всегда лежит познание сущности изучаемого объекта или явления, при условии максимальной познавательной активности школьников;
4) опытно-экспериментальный, применяемый с целью изучения процессов и явлении природы, которые затруднительно наблюдать в действительности. Например, опыты, показывающие образование осадочных пород, иллюстрирующие разрушительное действие прибоя, демонстрирующие устройство и действие колодцев, шлюзов и др.
При этом нужно помнить, что опыты необходимо готовить заранее, а учащиеся анализируют результаты опытов, зарисовывают или фотографируют их, а сами опыты не должны быть продолжительными;
5) конструирование и моделирование, дающие возможность изготавливать различные типы моделей, включая действующие, приборы, инструменты, оборудование, необходимые для понимания сущности изучаемых географических явлений. Модели применяются при исследовании морфологии географического объекта (речной долины, горы, оврага) и дают объемное представление об изучаемом объекте или явлении. Можно смоделировать ряд явлений, изучение которых затруднено в действительности, чтобы учащиеся могли наблюдать их. Действующие модели позволяют понять динамику развития того или иного процесса (выветривание, рост оврагов).
6) экскурсионный, позволяющий изучать объекты и явления в природе, на производстве, на выставке, в музее. Экскурсии способствуют повышению интереса к изучению географии, создают предпосылки успешной деятельности географического кружка, позволяют выявить способности и склонности учащихся, имеют большое образовательное, развивающее и воспитательное значение;
7) изучение источников, играющих большую роль в самостоятельной работе учащихся. Этот метод применяют на различных этапах исследования географического объекта: во время подготовки исследования, во время его проведения и на заключительном этапе;
8) картографический, который имеет особую важность для географии, применяется при чтении и анализе карт и измерении по ним. Большую роль играют сопоставления карт различных периодов, а также карт с другими источниками.
Применение и сочетание всех перечисленных методов внеклассной работы по географии возможно только при учете различных уровней активизации познавательной самостоятельности учащихся(4).
Все перечисленные методы широко применяются при организации разных форм внеклассной работы. Причем большее внимание будет уделено наблюдениям в природе во время экскурсий, походов, экспедиций; работе с географической литературой при подготовке к занятиям.
1.3.Основные показатели эффективности внеклассной работы
по географии
Основными показателями эффективности внеклассной работы являются:
— повышение качества географических знаний и умений школьников;
— интеллектуальный и эмоциональный настрой учащихся: повышение интереса к занятиям в классе и во внеклассное время, чтение дополнительной литературы, активное участие в общественно полезной работе и др.;
— рост самостоятельности школьников во время урочной и домашней работы;
— повышение качества знаний по другим предметам;
— приобретение умений работы с различными источниками информации;
— повышение общего уровня культуры школьников, естественно, все эти показатели тесно связаны друг с другом.
Например, повышение качества географических знаний и умений школьников отразится на общем уровне культуры. Поэтому судить о результатах внеклассной работы необходимо с учетом всех этих показателейа, не опираясь лишь на какой-то одни критерий.
Все названные показатели эффективности внеклассной работы по географии характеризуют качественный уровень подготовки школьников. Определить этот уровень можно при более тесном знакомстве с учащимися: в беседе, при наблюдении в ходе анкетирования, при изучении самостоятельных (творческих) работ школьников(8).
Однако существуют и другие показатели эффективности работы, отражающие внешнюю, организационную сторону внеклассной работы.
Например, для массовых форм показателем эффективности служит охват учащихся, вовлеченных в работу, порядок, дисциплина при проведении мероприятия. Показателем эффективности групповых форм внеклассной работы служит стабильный состав в кружках, коллективная работа на занятиях Показателем эффективности индивидуальных форм являются положительные изменения в поведении, знаниях, умениях, взглядах учащихся. Это активность в классе и на занятиях кружка или факультатива, стремление больше узнать, желание активно участвовать во всех мероприятиях — в неделе географии, в дальнем походе, в озеленении школы или микрорайона и т.д.
Большая дисциплинированность, ответственность за себя и товарища, гордость за дела коллектива — это тоже показатели эффективности внеклассной работы по предмету.
- 2. Формы организации внеклассной работы
Формы внеклассной работы различаются целями, охватом учащихся методикой подготовки и проведения внеклассных занятий. Формы внеклассной работы могут быть различны в зависимости от количества участвующих (массовые, групповые, индивидуальные) и от периодичности проведения (систематические и эпизодические).
Систематические формы внеклассной работы рассчитаны на углубленную, длительную работу с постоянным или меняющимся составом учащихся: кружки, общества, лекторские группы и т.д. Эту форму работы можно разделить на фронтальную, проводимую с большим составом участников, групповую (кружковую), в которой принимает участие небольшое количество школьников, и индивидуальную работу с отдельными учащимися.
Эпизодическая внеклассная работа рассчитана на проведение отдельных разовых мероприятий, заданий. Это — вечера, походы, олимпиады, конференции. В ней также можно выделить фронтальную (массовую), групповую и индивидуальную формы внеклассной работы по географии.
Массовые формы внеклассной работы — неделя географии, географические олимпиады, КВНы, тематические вечера, научно-практическая конференция, встречи с учеными, путешественниками и т. д.
Перечисленные формы неоднозначны. Участие школьников в различных видах внеклассной работы может быть активным или пассивным.
Во внеклассных мероприятиях типа олимпиад, викторин активен каждый участник. Захватывающим моментом для учащихся является сама идея соревнования, выявление победителей. Следует отметить, что любое массовое мероприятие включает в себя работу с группой учащихся или с отдельными учениками.
Групповые формы внеклассной работы (факультативы, кружки, экскурсии, экспедиции, походы) охватывают группу учащихся от 30-35 учащихся до трех учеников. Для этой формы внеклассной работы характерна активная деятельность каждого участника. Для эффективного проведения групповой работы по географии необходим четко продуманный план.
Индивидуальная внеклассная работа по географии отличается от групповой. Во-первых, это работа исполнительского характера: подготовка доклада по плану, предложенному учителем, изготовление пособия, составление альбома. Для такого рода работы незначителен элемент творческой деятельности. Во-вторых, индивидуальная работа носит исследовательский характер, например работа учащихся над темой «Загрязнение реки Днепр», подготовка к публичному выступлению.
Можно рассмотреть несколько форм проведения внеклассной работы, которые я использую в своей педагогической деятельности для повышения интереса школьников к географии: географические игры, экскурсии и неделя географии.
2.1. Географические игры
Эффективность учебно-воспитательного процесса так же определяет активность учащихся и их заинтересованность в изучении того или иного предмета. Одной из активных форм обучения, способствующей развитию мышления учащихся, стали игры. Одними из популярных и любимых у учащихся игр являются викторины. Их основная цель – повысить интерес к предмету, закрепить и углубить знания, полученные в процессе обучения географии. Географические викторины считаются универсальной формой внеклассной работы, так как они включаются в проведение географических вечеров, конференций и т. д., кроме того, викторина позволяет охватить значительное количество участников. Учителю следует помнить, что при проведении викторин следует учитывать возраст учащихся, иначе вопросы будут недоступны для многих из них, а это снизит познавательный интерес(1).
По своему содержанию географические вопросы могут быть самыми разнообразными и относиться ко всем областям географических знаний. Все вопросы могут быть условно подразделены на три группы: 1) вопросы, ответы на которые связаны с умением учащихся делать выводы и обобщения на основе имеющихся у них знаний; 2) вопросы, ответы на которые основываются главным образом на знании отдельных фактов и данных, возможно, случайно прочитанных или услышанных от других; 3) вопросы-загадки, ответы на которые требуют от учащихся умений и навыков, приобретаемых в результате тренировки на сообразительность.
Примеры вопросов викторины:
1) В чем причина смены времен года на Земле? (Вращение Земли вокруг Солнца).
2) Назовите самый высокий водопад мира. (Водопад Анхель).
3) Я позднее всех открыта, холодами знаменита. (Антарктида).
Географические игры, как и географические вопросы, могут иметь самое разнообразное содержание, но все они должны вносить во внеклассную работу не только элемент занимательности, но и элемент отдыха и развлечения. Каждая игра или группа игр имеет свою географическую основу. Выделяются игры на знание карты, на знание географической номенклатуры, «игры-путешествия», игры на сообразительность, например, один из конкурсов, который я использую в своей работе. На доске для команд написан набор букв, из них нужно составить географические названия:
1 команда — а, н, с, и, д, н, т, о – Индостан
2 команда — о, ф, м, ь, т, г, р, с, л, и – Гольфстрим
3 команда — е, н, я, д, г, н, р, л, и, а – Гренландия
В то же время можно разнообразить формы проведения каждой из этих игр, вносить в них новые элементы, варьировать их содержание, например: 1 конкурс. Вопросы будут задаваться по порядку каждой команде. На обдумывание – одна минута. Если команда отвечает неправильно, то право ответа передается другой команде.
1 вопрос. Назовите любимую птицу японцев, изображенную на их деньгах. (Журавль)
2 вопрос. Какая рыба европейских рек может быть по праву названа вечной путешественницей? (Речной угорь)
3 вопрос. Какую европейскую столицу спасли гуси? (Рим)
4 вопрос. Назовите дерево – символ Одессы. (Акация)
5 вопрос. Национальным блюдом, какого народа является йогурт? (Болгар)
6 вопрос. В автомобилях, какой страны в 1956 году появились ремни безопасности, идея которых была позаимствована у авиаторов? (Швеция)
2 конкурс. Для его проведения нужны три участника – по одному от каждой команды. Ребятам на ушко ведущий говорит по одному слову из географии. Через полминуты они будут должны мимикой и жестами объяснить своей команде это слово. Если команда угадывает, ей присуждается балл.
Слова – вулкан, пустыня, цунами.
2.2.Экскурсия
Одна из форм проведения внеурочной работы может быть экскурсионно-туристическая работа. К ней привлекаются, как правило, старшеклассники(3).Существует несколько определений понятия «экскурсия». Различные словари, дают примерно одинаковую трактовку этого термина: «экскурсия от лат. ехсursіо — поездка — коллективное посещение музеев, выставок, достопримечательных мест, а также поездка с учебными или культурно-просветительными целями». В педагогической практике — форма внеаудиторной работы, обеспечивающая наглядность обучения. Истинность знаний демонстрируется в обстановке непосредственного наблюдения явлений и процессов. Экскурсия воспитывает любознательность, внимательность, нравственно-эстетическое отношение к действительности(6).
Под экскурсией подразумевается любой выход в природу с учебной целью, независимо от того, на какое расстояние придется идти, насколько времени и когда. Поэтому экскурсией в природу одинаково будет являться и выход за город на геологический памятник природы, и в ближайший сквер к гранитному постаменту памятника, и на улицы города (наблюдение за каменным убранством домов и т.д.).
По содержанию экскурсии подразделяются на тематические и комплексные.
Во время экскурсий происходит накопление у школьников образных и содержательных представлений о природных и хозяйственных объектах и явлениях, что служит основой для формирования физико-географических и экономико-географических понятий. Знания по физической географии своей местности привлекаются для объяснения многих явлений и процессов в географической оболочке Земли. В этом заключается важная роль экскурсии в осуществлении краеведческого принципа обучения(3).
С развитием компьютерных технологий школьники имеют возможность путешествовать, побывать на экскурсии через выход в Интернет, а также сравнить результаты своих наблюдений полученных в результате экскурсии, походов, создать свои проекты на компьютере.
2.3. Неделя географии
«Неделя географии» — форма внеклассной работы, предусматривающая проведение после уроков в течение пяти-шести дней недели внеклассные мероприятия по географии, организуемые с целью широкой пропаганды географических знаний.
Главное достоинство этой формы внеклассной работы в привлечении большого числа учащихся к разным видам деятельности: участие в географических конференциях, школьной олимпиаде, в экскурсиях, в конкурсах на лучшую фотографию, рисунок, сочинение, наглядное пособие, в географических вечерах и т.д. Такое разнообразие форм работы позволяет привлечь все классы, где изучается география, способствует развитию познавательного интереса к географии у школьников разного возраста(2).
Для проведения недели географии создается организационная группа: ведущие игр, конкурсов, помощники ведущего, фотографы, экскурсоводы, редколлегия и другие, которые сначала помогут учителю в подготовке, а затем и в проведении недели географии. Они готовят все необходимое: оборудование, реквизит и многое другое.
За неделю в учительской вывешивается план проведения недели географии, чтобы классные руководители ознакомились с мероприятиями, а по возможности могли прийти в свой класс на игру. Можно пригласить родителей.
За неделю до начала предметной недели, в школе вывешивается объявление с планом проведение недели географии.
В неделе географии участвуют 6-11 классы. Из-за разного уровня знаний и особенности мышления, лучше объединить 6-8 и 9-11 классы.
Ниже представлена примерная программа проведения недели географии
Программа проведения недели географии в школе
День недели | классы | мероприятие | Время проведения |
Понедельник | 6-11 | 1. Открытие недели, ознакомление с планом мероприятий |
2. Конкурс стенд газеты на тему «Вокруг света»После 6 уроков, актовый залВторник6-81. Интеллектуальная игра: «Пять звезд»После 6 уроков, актовый зал9-112. Интеллектуальная игра: «Брейн-ринг»После 7 уроков, актовый залСреда6-81. «Викторина для настоящих географов»После 6 уроков, актовый зал9-112. Конференция «Глобальные проблемы человечества» После 7 уроков, актовый залЧетверг7-9
1. Интеллектуальное состязание «Хочешь познать мир – изучай географию!»
После 6 уроков, актовый залПятница6-111.Экскурсия в музей
2. Подведение итоговПосле 7 уроков
В пятницу, подводятся итоги недели, классы, занявшие первые места, награждаются призами, грамотами. Остальным участникам вручаются утешительные призы.
Заключение
Главной проблемой образования является ослабление мотивации к обучению. Именно внеклассная деятельность способствует развитию стремления к творчеству и в первую очередь у детей с низкой мотивацией. Ни для кого не секрет, что детям легче усваивать учебный материал в нестандартной обстановке. Именно внеклассная работа способствует развитию коллективного творчества, формирует коммуникативные навыки, чувство ответственности, умения свободно мыслить, преодолевать барьер при обучении на уроке, создает условия для сотрудничества. Во внеурочной деятельности развиваются навыки работы с дополнительной литературой, умение планировать, анализировать и обобщать.
Повысить качество обучения и воспитания можно, умело сочетая работу на уроке с внеклассной работой по предмету. Внеклассная работа много дает учащимся в плане развития их географических интересов, формирования профессиональной направленности, расширения общего кругозора, развития познавательной самостоятельности. Особенность географии как учебного предмета заключается в том, что именно с помощью этого предмета учащиеся получают целостное представление о мире, в котором мы живем, убеждаются в необходимости познания географических закономерностей, бережного отношения к природе.
Я считаю, что успех внеклассной работы зависит не только от активных учащихся, но и от педагогического влияния, выбора учителем наиболее приемлемых форм и методов работы.
Литература
- Галай И.П. Методика обучения географии / И.П. Галай. – Мн.: Аверсэв, 2006. – 157 с.
- Жильников А.В. Неделя географии в школе // География в школе. — № 4. — 1998. — с. 76-78
- Мухина В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. — М: Академия, 1998. — 347 с.
- Новик Н.Н. География. Организация внеклассной работы /Н.Н. Новик. – Мн.: Новое знание, 2007. – 168 с.
- Прохорчик А.Ф. Организация внеклассной работы по географии. – Мн.: Народна асвета, 1980. – 105 с.
- Профессиональное образование. Словарь. М.: Новь, 1999. — С. 170-172
- Румянцева С.Е. Внеклассная работа и развитие личности учащихся / География в школе. — №6. — М., 2000. — 80 с.
- Семакин Н.К. Внеклассная работа по географии. – М.: Просвещение, 1979. – 89 с.
Приложение
Внеклассное мероприятие
8 класс
Игра «Пять звезд» по теме «Антарктида»
Цель проведения игры:
В игровой форме проверить знания; дать возможность учащимся проявить находчивость, чувство юмора, творческую активность; заинтересовать школьников в изучении дополнительной литературы; воспитывать уважение к географии
1. Подготовительный этап.
Для игры используется стенд размером 80 на 80 см. В левом вертикальном столбце распределяются цифры от 1 до 7, а на верхней горизонтальной строке – буквы в алфавитном порядке. С толстого картона изготавливается 49 квадратов, на тыльной стороне которых наклеивается соответствующий знак.
В игре принимают участие пять человек. Каждый игрок имеет свой порядковый номер от 1 до 5. Игра проходит аналогично телеигре «Пять звезд». Рисунок «звезда» означает, что игрок должен ответить на вопрос ведущего. Если он отвечает правильно, то получает «звезду», если неправильно – право ответа переходит другому игроку. За правильный ответ на вопрос «планета» игрок получает три «фишки». За 10 «фишек» можно купить одну «звезду». «Флаг» — переход хода, «стрелка» — открывается следующий квадрат по направлению, указанному стрелкой, «айсберг» — игрок отдает ведущему пять «фишек», и ход переходит к следующему игроку. При выпадении «черной дыры» игрок отдает «звезду», и тогда «черная дыра» не открывается. Если же у игрока нет «звезды» или он не желает ее отдавать, «черная дыра» снимается и под ней открывается номер. Игрок, чей номер открылся, покидает игру. При выпадении значка «шанс» игрок получает приз. Для начала игры игрокам выдается «аванс» — по три «фишки». Победителем является игрок, который заработал наибольшее количество «звезд».
Табло для игры «Пять звезд»
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | |
1 | |||||||
2 | |||||||
3 | |||||||
4 | |||||||
5 | |||||||
6 | |||||||
7 |
• «Звезда» (10 шт.);
• «планета» (15 шт.);
• «флаг» (6 шт.);
• «фишки» (60 шт.);
• «айсберг» (5 шт.);
• «шанс» (3 шт.);
• «черная дыра» (5 шт.);
• «направления дальнейшего хода» (5 шт.).
2. Основной этап
Вопросы на получение «звезды»
1. Назовите самый северный пункт Антарктиды. (Антарктический полуостров.)
2. 24 января 1895 года на берег Антарктиды высадился первый человек. Кто был этот отважный полярник? (Норвежский натуралист Карстен Бархгревинк.)
3. Как называется первая материковая научная станция в Антарктиде, открытая 27 мая 1956 года? (станция «Пионерская».)
4. Как назывались парусные шлюпки, на которых была совершена первая русская кругосветная антарктическая экспедиция, которая открыла шестой материк? («Мирный» и «Восток».)
5. Что означает в переводе на русский язык слово «айсберг»? (Плавающая ледяная гора.)
6. «Бороться и искать, найти и не сдаваться». Кому английский поэт Тенгисан посвятил эти строки? (Экспедиции английского полярника Р. Скотта, который погиб в Антарктиде.)
7. Какой вид транспорта использовала экспедиция Роберта Скотта во время открытия Южного полюса? (Мотонарты, коней, лыжи.)
8. Почему, невзирая на то, что Антарктида получает большое количество солнечной радиации, температура там не поднимается выше за +1 — 3ºС. (потому что тепло отражается от льда, возвращается в космическое пространство.)
9. Эта птица, которая живет в Антарктиде, является одной из самых древних на Земле. Ученые считают, что появилась она около 70 млн. лет назад. Что это за птица? (Пингвин.)
10. Назовите самых крупных животных нашей планеты, которые встречаются в антарктических водах. (Киты.)
Вопросы на получение трех «фишек»
1. Какой день считается днем открытия Антарктиды: а) 19 июля 1819 г.; б) 28 января 1820 г.; в) 14 декабря 1911 г?
2. Кто является первооткрывателем Южного полюса: а) Р. Амундсен; б) Р. Скотт; в) Р. Пири?
3. Когда был открыт Южный полюс Земли: а) 6 апреля 1909 г.; б) 14 декабря 1911 г; в) 18 января 1912 г.?
4. Каким из этих океанов не омывается Антарктида: а) Тихим; б) Индийским; в) Северным Ледовитым?
5. Самая низкая температура, зарегистрирована на территории Антарктиды: а) -89.2ºС; б) -91.2ºС; в) -98.2ºС.
6. Основной вид транспорта экспедиции Р. Амундсена: а) кони; б) олени; в) собаки.
7. Станция, на которой отмечена самая низкая температура на Земле: а) «Мирный»; б) «Восток»; в) «Пионерская».
8. Самый высокий действующий вулкан Антарктиды: а) Эльбрус; б) Руис; в) Эребус.
9. Самый высокий горный массив Антарктиды Винсон имеет высоту: а) 5140 м; б) 5642 м; в) 5895 м.
10. Антарктида – это всемирный полюс: а) жари; б) дождей; в) ветров.
11. Хищная птица – санитар Антарктиды: а) пингвин; б) поморник; в) буревестник.
12. Морские леопарды принадлежат к роду: а) тюленей; б) моржей; в) зубатых китов.
13. Место, освобожденное от льда, называется: а) пустыня; б) гейзер; в) оазис.
14. В основе Антарктического полуострова располагается: а) Антарктическая платформа; б) область древней складчатости; в) область молодой складчатости.
15. Название, какого белорусского города носит один из островов: а) Минск; б) Полоцк; в) Новогрудок.
Игра-соревнование «Счастливый случай»
Игра проходит аналогично телеигре «Счастливый случай»
1 конкурс «Интересные слова» (объяснить значение слов).
2 конкурс «Общие вопросы» (дать определение понятиям).
3 конкурс «Читаем карту» (показать географические объекты на
карте
4 конкурс «Ты – мне, я – тебе» (команды задают друг другу
заранее подготовленные вопросы).
5 конкурс «Дальше, дальше…» (как можно быстрее ответить
на большее количество вопросов).
1 конкурс «Интересные слова»
1.Сахара – пустыня на севере Африки.
2.Прерии – высокотравная степь в Северной Америке.
3.Саванна – высокотравная степь в Африке.
4.Крики –– пересохшие русла рек в Австралии.
5.Анхель – самый высокий водопад на Земле.
6.Нил – самая длинная река.
7.Пигмеи – низкорослые люди, живущие в лесах Африки.
8.Тасмания – остров южнее Австралии.
9.Гольфстрим – самое сильное теплое течение.
10.Сомали – полуостров в Африке.
11.Пампа – травянистые степи Южной Америки.
12.Сейба – высокое дерево в лесах Африки.
13.Амазонка – самая полноводная река.
14.Килиманджаро – гора-вулкан в Африке.
15.Титикака – самое большое высокогорное озеро мира.
16.Аконкагуа – самая высокая вершина Анд.
17.Эйр – самое большое озеро в Австралии.
18.Гилеи – влажные экваториальные леса Африки.
19.Карпентария – залив в Австралии.
20.Эребус – вулкан в Антарктиде.
21.Атакама – пустыня, самое засушливое место в мире.
22.Кабу-Бранку – крайняя восточная точка Южной Америки.
23.Косцюшко – самая высокая вершина Австралии.
24.Вади – пересохшие русла рек в Африке.
25.Анаконда – самая длинная в мире змея.
26.Динго – одичавшие собаки Австралии.
27.Пролив Дрейка – самый широкий пролив в мире.
28.Скреб – заросли колючих кустарников.
2 конкурс «Общие вопросы»
1.Что такое платформа? (Древний, относительно устойчивый участок земной коры.)
2.Что такое пустыня? (Природная зона с малым количеством осадков, с бедной растительностью.)
3.Что такое изотерма? (Линии на карте, соединяющие точки с одинаковыми температурами.)
4.Что такое меридиан? (Линия, условно проведенная на поверхности Земли, соединяющая полюса.)
5.Что такое река? (Природный водный поток, текущий по углублению – руслу.)
6.Что такое ветер? (Горизонтальное движение воздуха.)
7.Что такое климат? (Многолетний режим погоды, характерный для данной местности.)
8.Что такое материк? (Большой участок суши, со всех сторон окруженный водой.)
9.Что такое параллели? (Линии, условно проведенные на поверхности Земли параллельно экватору.)
10.Что такое рельеф? (Совокупность неровностей земной поверхности.)
11.Что такое озеро? (Природное углубление, заполненное водой.)
12.Что такое остров? (Сравнительно небольшой участок суши, со всех сторон окруженный водой.)
13.Что такое почва? (Верхний рыхлый плодородный слой земной коры.)
14.Что такое водные массы? (Большие объемы воды, отличающиеся определенной температурой и соленостью.)
15.Что такое оазисы? (Участки с богатой растительностью и водой в пустынях.)
16.Что такое географическая оболочка? (Оболочка Земли, в которой взаимодействуют гидросфера, биосфера, литосфера и атмосфера.)
17.Что такое море? (Часть океана, более или менее отделенная от него сушей и имеющая отличную от него температуру и соленость.)
18.Что такое полуостров? (Часть материка, которая омывается с трех сторон водой.)
3 конкурс «Читаем карту»
- Марианский желоб;
- остров Мадагаскар;
- Амазонская низменность;
- вулкан Килиманджаро;
- горы Кордильеры;
- Средиземное море;
- озеро Титикака;
- полуостров Аляска;
- пролив Дрейка;
- пустыня Сахара;
- водопад Анхель;
- остров Гренландия;
- Красное море;
- Гвинейский залив;
- Панамский канал;
- река Миссисипи;
- течение Гольфстрим;
- Мексиканская низменность;
- озеро Чад;
- Гудзонов залив;
- река Конго;
- гора Джомолунгма;
- Большое озеро;
- течение Западных Ветров.
5 конкурс «Дальше, дальше…»
1. Огромные волны, вызванные землетрясением. (Цунами)
2. Горы, отделяющие Европу от Азии. (Урал)
3. Самый большой на Земле остров. (Гренландия)
4. Самая длинная горная система на Земле. (Анды)
5. Столица Австралии. (Канберра)
6. Океан, омывающий все материки, кроме Африки. (Тихий)
7. Глыбы льда, отколовшиеся от материковых ледников. (Айсберги)
8. Самое теплое море. (Красное)
9. Бессточное озеро в центре Африке. (Чад)
10. Самая большая пустыня на Земле. (Сахара)
11. «Цветная» река Африки. (Оранжевая)
12. Самая большая река Австралии. (Муррей)
13. Самая глубокая океаническая впадина мира. (Марианская)
14. Самое мощное теплое течение. (Гольфстрим)
15. Единица измерения солености. (Промилле)
16. Материк, на котором размещена одна страна. (Австралия)
17. Полосатое животное Африки. (Зебра)
18. Самый высокий водопад в мире. (Анхель)
Интеллектуальная игра: «Брейн-ринг»
Цель проведения игры:
заинтересовать школьников в изучении географии; способствовать укреплению классного коллектива на основе совместной деятельности и сопереживания за свою команду.
Ход игры
От каждого класса собирается команда по 5 человек. Команды представляются: название, эмблема, девиз и т.д.
I тур «Разминка»
Представители от каждой команды получают одинаковое задание (вопросы) и выполняют его. На это отводится определенное время. Ответы подают в письменном виде жюри, а затем комментируют. Максимальная оценка за задание — 3 балла.
№ | Вопрос | Ответ |
1 | На каком материке нет рек? | Антарктида |
2 | Назовите четыре «цветных» моря | Черное, Белое, Красное, Желтое |
3 | Где изобрели арабские цифры? | в Индии |
4 | Самая полноводная река на Земле | Амазонка |
5 | Гигантские волны | цунами |
6 | Воздушная оболочка Земли | атмосфера |
7 | Вершина Гималаев | Эверест |
8 | Священное животное Индии | корова |
II тур «Пантомима»
Командам раздаются задания географической тематики.
С помощью жестов, мимики, телодвижений команды должны представить на суд жюри данное явление. Побеждает команда, правильнее и выразительнее выполнившая задание. Максимальная оценка за задание — 4 балла.
Задания для команд:
- Водопад
- Извержение вулкана
- Рассвет и закат
- Луное затмение
- Туман
- Сильный ветер
III тур «Самые, самые, самые»
Первая команда ответившая правильно на вопрос, получает балл.
- Самое мелкое море в мире
- Назовите океан, который пересекает все меридианы Земли
- Самыс высокие горы
- Самое саленное озеро в миреЗемли
- Какой город считается полюсом холода в Северном полушарии
- Самое глубокое озеро мира
- Самый большой материк
- Самый большой океан по площади
- Самая крупная из современных птиц (быстро бегает, но не летает)
- Птица, не умеющая летать, но отлично плавающая и ныряющая
- Самая длинная река в мире
- Самый теплый океан
IV тур «Конкурс знатоков»
Команды получают листы с одинаковым заданием: написать как можно больше фамилий путешественников, географов, первооткрывателей.
Листы по истечении времени (3 мин) сдаются жюри, которое подводит итог. Максимальная оценка за задание — 3 балла.
V тур «Путешествня по карте»
Ведущий читает маршрут движения путешествий, а участники конкурса
должны нанести его на контурные карты, не пользуясь атласами.
Оценивается точность выполнения задания. Усложнить, его можно добавив
несколько географических ошибок, которые участникам необходимо
определить. Максимальная оценка за задание — 5 баллов.
VI тур «Название города»
Участникам нужно как можно быстрее составить название городов из предложенных слов: веки (Киев), вверена (Ереван), игра (Рига), Куба (Баку).
Жюри в конце подводит итоги и награждает победителей. Максимальная оценка за задание — 2 балла.
Подведение итогов
Максимальное количество — 30 баллов. Команды, набравшие большее количество баллов награждаются.
Игра « Хочешь познать мир – изучай географию!»
Ведущий. Сегодня у нас интеллектуальное состязание. Ребята из 8 «А», 8 «Б» и 8 «В» классов померяются силами в знании географии. Для этого мы разделимся на три команды. Игра будет состоять из нескольких конкурсов. Представляю членов жюри.
Итак, первый конкурс. На доске для каждой команды написан набор букв. Из них вы должны составить названия своих команд:
1 команда : г, а, д, а, с, а, м, к, р, а – Мадагаскар
2 команда: а, с, т, а, р, у, м – Суматра
3 команда: й, а, т, ь, н, в, а — Тайвань
Второй конкурс. Для его проведения нужны три участника – по одному от каждой команды. Я им на ушко скажу по одному слову из географии. Через полминуты они будут должны мимикой и жестами объяснить своей команде это слово. Если команда угадывает, ей присуждается два балла.
Слова – вулкан, пустыня, цунами.
Пока ребята готовятся, болельщикам задаются вопросы.
- Последней буквой алфавита название страны открыто и закрыто, меж них лошадка без седла и так мала. (Япония)
- Какой город изображен на российской купюре достоинством в 100 рублей? (Москва)
- Какие два моря России противоположны по положению, температуре воды и названию? (Белое и Черное)
А сейчас дадим возможность участникам выразить свои мысли жестами и мимикой.
Подводятся итоги 2 конкурсов.
Третий конкурс.
Внесем черный ящик.
Котловина озера, расположенного на территории Алжира, вблизи города Сиди – Бель – Аббес, наполнена не водой, а тем, что находится в черном ящике. Что это? (Чернила. Они образуются из-за смешения вод двух рек, впадающих в это озеро. Одна из них насыщена солями железа, вторая – остатками различной растительности. Смешиваясь, они образуют чернила.)
Четвертый конкурс. На листах бумаги изображены контуры государств. Вам дается одна минута, чтобы узнать эти государства.
1 команда – Франция;
2 команда – Германия;
3 команда – Великобритания.
Подведем итоги 4 конкурсов.
Итоговый конкурс. За одну минуту вы должны ответить на как можно большее количество вопросов
Вопросы первой команде:
1 Как называется область повышенного давления с наибольшим давлением в центре? (Антициклон)
2 Какое море не имеет берегов? (Саргассово)
3 Кто совершил первое кругосветное путешествие? (Ф. Магеллан)
4 Какое море самое соленое? (Красное)
5 Где наблюдаются самые высокие заливы? (Залив Фанди)
6 Где выпадает самое большое количество осадков? (Черапунджи)
7 Какой пролив должен был переплыть д’Артаньян, чтобы привезти подвески для королевы Франции? (Ла-Манш)
8 Какой материк пересекают все меридианы? (Антарктида)
9 Столицей какой страны является город Оттава? (Канада)
10 Какого газа больше всего в воздухе? (Азота)
11 Какой остров на Земле самый большой по площади? (Гренландия)
12 На каком материке находятся горы Кордильеры? (С. Америка)
13 Какой город на Земле называют городом лилий? (Париж)
14 Каким прибором измеряют атмосферное давление? (Барометр)
15 Что такое изобаты? (Линии, соединяющие места с одинаковой глубиной)
Вопросы второй команде:
1 Как называется прибор для измерения скорости ветра? (Анемометр)
2 На каком материке находится самый высокий водопад в мире Анхель?
(Ю. Америка)
3 Какая средняя соленость вод Мирового океана? (35 ‰)
4 Численный, именованный, линейный. Это что? (Масштаб)
5 Кто открыл Америку? (Х. Колумб)
6 Какой город называют Вечным? (Рим)
7 Какое озеро самое глубокое на Земле? (Байкал)
8 Какой остров называют «страной чая и сапфиров»? (Шри-Ланка)
9 Быстрый чешский танец, а также жительница Польши. (Полька)
10 Какого английского пирата после кругосветного путешествия в 1581 году посвятили в рыцари? (Ф. Дрейка)
11 Что бывает абсолютной, максимальной, относительной? (Влаж-
ность)
12 Разность между самой высокой и самой низкой температурой называется? (Амплитудой)
13 Какое давление на экваторе? (Низкое)
14 Какое течение называют «печкой» Европы? (Гольфстрим)
15 Высшая точка Гималаев? (Джомолунгма)
Вопросы третьей команде:
1 Как называются атмосферные осадки, которые образуются на земной поверхности в теплый период года ясной тихой ночью? (Роса)
2 Какая страна не входит в «большую семерку»: США, Франция, Китай? (Китай)
3 Какая страна дала миру арабские цифры? (Индия)
4 Совокупность неровностей земной поверхности – это? (Рельеф)
5 Куда дуют муссоны летом? (На сушу)
6 Какой город называют городом льва? (Сингапур)
7 Какой самый широкий пролив на Земле? (Дрейка)
8 Как называются периодически фонтанирующие горячие источники? (Гейзеры)
9 Что такое пойма? (Часть речной долины, которая во время половодья заливается водой)
10 Какую книгу написал А. Никитин? («Путешествие за три моря»)
11 Как называется угол между направлением на север и направлением на предмет? (Азимут)
12 На каком материке находится озеро Виктория? (Африка)
13 Что отделяет Гибралтарский пролив? (Европу от Африки)
14 Чьей столицей является город Канберра? (Австралии)
15 Что такое Техас? (Штат в США)
Подведение итогов пятого конкурса и всей игры. Награждение победителей