Сукалова Светлана Фёдоровна,
учитель биологии высшей категории
ГУО «Средняя школа № 11 г.Жлобина»
Данный урок способствует повышению интереса к предмету, развитию памяти, внимания, а также позволяет выявить и устранить пробелы в знаниях учащихся по теме.
В зависимости от уровня обученности учащихся, заинтересованности темой, предметом количество вопросов можно варьировать.
Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет создать условия для развития творческой активности, наглядно-образного мышления учащихся, повысить мотивацию учения, рационально использовать время, обеспечить интерактивное взаимодействие на протяжении всего урока. Элементы игры дают возможность ребятам раскрепоститься, проявить себя с лучшей стороны.
Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Тип Членистоногие»
Цели урока:
- создать условия для систематизации и обобщения знаний учащихся о животных, относящихся к типу Членистоногие;
- содействовать развитию внимания, мышления, памяти, творческого воображения, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение); расширению кругозора учащихся;
- вызвать чувство восхищения, трепетного отношения к окружающей природе.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Оборудование: карточки с заданиями, проектор, конфеты для поощрения учащихся (можно заменить чем-либо, на усмотрение учителя).
Ход урока
У всех членистоногих, скажу без промедления,
Конечности имеют членистое строение,
На несколько отделов разделено их тело,
Отделы – из сегментов такое, братцы, дело.
Скелет у них наружный – хитиновый покров,
Он, защитить, способен от всяческих врагов.
1. Организационный момент.
Вводное слово учителя:
Сегодня наш урок посвящен обобщению и систематизации тех знаний, которые вы получили при изучении темы «Тип Членистоногие». Урок называется «Ярмарка знаний». Самое главное на ярмарке – торг и товар. Ваш товар – знания, которые вам надо выгодно «продать». Покупатель – я. Следовательно, ваша цель сегодня на уроке … (самопостановка целей учащимися).
Объяснение структуры работы:
На каждой ярмарке есть торговые ряды. На доске названия торговых рядов, по которым нам предстоит пройти. Каждый учащийся, кто первый даст правильный ответ получит вознаграждение – конфету «Пчелка». Если за урок вы заработаете 10 конфет, ваша отметка будет – 10 баллов, 9 «пчелок» – 9 баллов, 8 «пчелок» – 8 баллов, 7«пчелок» – 7 баллов, 6 «пчелок» – 6 баллов. Если вы, ребята, будете много работать, то у вас все получится. Итак, начинаем торги. (Слайд 2-3)
(Продолжительность 2 минуты.)
2. Обобщение и систематизация знаний.
1. Торговый ряд «Аукцион» (слайд 4)
Учитель называет термин (демонстрация на экране), учащиеся дают им объяснение.
Термины: хитин; линька; педипальпы; фасеточные глаза; мальпигиевы сосуды; зеленые железы; хелицеры; имаго; прополис; трахеи; кубышка; жабры; энцефалит; метаморфоз; перга; жало; партеногенез; куколка; паутина; дыхальца; криль. (Слайды 5- 25)
(Продолжительность 6 минут.)
2.Торговый ряд «Светофор» (слайд 26)
Подтвердите правильность предложенных суждений. Если суждение на ваш взгляд верно, поднимите зеленый кружочек, если вы с суждением не согласны – красный.
1. Членистоногие имеют хитиновый покров (да).
2. Тело рака состоит из двух отделов: головогруди и брюшка (да).
3. Паукообразные имеют две пары усиков (нет).
4. Насекомые имеют три пары ног (да).
5. Вши, блохи, и клопы – бескрылые насекомые (да).
6. Паукообразные – это восьминогие членистоногие (да).
7. Майский жук имеет три отдела тела: голову, грудь и брюшко (да).
8. Бабочки имеют сосущий ротовой аппарат (да).
9. Усики членистоногих являются органами вкуса (нет).
10. У паукообразных глаза сложные (нет).
11. У речного рака первая пара ходильных ног – клешни (да).
12. Ноги насекомых располагаются и на груди и на брюшке (нет).
13. Паукообразные имеют одну пару крыльев (нет).
14. У жуков ротовые органы грызущие, а у комаров – колюще-сосущие (да).
15. Тело клещей состоит из головы, груди и брюшка (нет).
16. Насекомые имеют одну пару усиков (да).
17. Представители класса ракообразных имеют 6 пар ходильных ног (нет).
18. У рака простые глаза (нет).
19. Подвижность глаз рака возмещает ему неподвижность головы (да).
20. Насекомые имеют две пары крыльев (да).
Количество вопросов можно уменьшить, все зависит от уровня обученности учащихся.
(Продолжительность 4 минуты)
3. Торговый ряд «Немые рисунки» (слайд 27)
Работа по вариантам.
Учащимся предлагаются «немые» рисунки – схемы внутреннего строения паука – крестовика и насекомого. Необходимо назвать животное и подписать органы, обозначенные на рисунке цифрами. (Слайды 28-31)
(Продолжительность 3 минуты)
4. Торговый ряд «Систематический» (слайд 32)
1) Даны названия членистоногих животных. Распределите их по классам, найдите их характерные признаки.
Мокрица, дафния, циклоп, сенокосец, майский жук, тутовый шелкопряд, таракан, чесоточный клещ, краб, скорпион, омар, божья коровка, паук-крестовик, лангуст, тля, собачий клещ, цикада.
Ответ: (слайд 33)
а) ракообразные (мокрица, дафния, циклоп, краб, омар, лангуст)
б) паукообразные (сенокосец, чесоточный клещ, паук- крестовик, скорпион
собачий клещ)
в) насекомые (майский жук, тутовый шелкопряд, таракан, божья коровка, тля,
цикада)
2) Работа по вариантам.
Сгруппировать названия насекомых по отрядам.
Отряды насекомых |
Представители |
Отряд Чешуекрылые
Отряд Жесткокрылые
Отряд Двукрылые
Отряд Перепончатокрылые
|
колорадский жук |
тутовый шелкопряд | |
шмель | |
комар | |
овод | |
пчела | |
крапивница | |
майский жук | |
капустная белянка | |
муравей | |
муха | |
божья коровка |
Ответ: (слайд 34)
Отряд Чешуекрылые (капустная белянка, крапивница, тутовый шелкопряд)
Отряд Жесткокрылые (колорадский жук, божья коровка, майский жук)
Отряд Двукрылые (муха, овод, комар)
Отряд Перепончатокрылые (муравей, шмель, пчела)
3) Работа по вариантам.
«Найти лишнее». Из предложенных объектов выберите лишнее. Объясните, почему вы так думаете?
1. фатима, коромысло, красотка девушка, жужелица
2. зеленотелка, медведка, жужелица, сверчок
3. цикада, пенница, муха серая, тля
4. жужелица, вредная черепашка, солдатик, водяной клоп
5. майский жук, навозник лесной, божья коровка, лимонница
6. божья коровка, бархатница, лимонница, беляночка
7. адмирал, оса, муравей, пчелы, шмели, наездник
8. муха журчалка, сирф, звонец, цеце, оводы, златка
Ответ: (слайд 35)
(Продолжительность 6 минут)
Физкультминутка.
Учитель называет животных. Если животное относится к классу Ракообразные, учащиеся отводят руки вперед, если к классу Насекомые – поднимают руки вверх, а если к классу Паукообразные – руки в стороны. А теперь закройте глаза и представьте, что над головой висит паук, он медленно спускается к вашему носу. Прогоните его с носа, но помните, что давить пауков нельзя: они приносят хорошие известия и являются хранителями домашнего очага. А теперь откройте глаза – это был сон.
(Продолжительность 2 минуты.)
5. Торговый ряд «Почемучка» (слайд 36)
Учащиеся задают друг другу вопросы. (Накануне учащимся было предложено подготовить по 2 вопроса по теме).
Примерные вопросы:
1) Почему, когда раков варят, они становятся красными? (разрушаются пигменты)
2) По какому признаку можно безошибочно отличить паукообразных от
насекомых? (4 пары ног, 2 пары усиков)
3) Какие насекомые являются переносчиками возбудителей опасных болезней? (малярийный комар, таежный клещ, другие клещи, вши, блохи)
4) Какое происхождение паутинных бородавок? (видоизмененные брюшные конечности)
5) Каких одомашненных насекомых вы знаете? ( Медоносные пчелы, тутовый шелкопряд, ранее тля – кошениль и дубовый шелкопряд)
6) Как называется оболочка, в которой гусеница превращается в куколку (кокон)
7) Сколько ног у паука? (8 или 4 пары)
8) Почему членистоногие линяют? (имеют периодический рост)
9) Сколько ног у комара? (3 пары)
10) Из каких особей состоит пчелиная семья? (царица, трутень, рабочие пчелы)
11) Почему стадия гусеницы напоминает по внешнему строению кольчатых червей? (членистоногие произошли от кольчатых червей)
12) Какое насекомое слышит ногами. (Кузнечик.)
13) Кто из насекомых является настоящим виртуозом в полете?
(Стрекоза-коромысло голубое)
14) Благодаря чему мухи держатся на потолке и ползают по оконному стеклу?
(У мухи на лапках присоски)
15) С помощью каких насекомых происходит опыление растений?
(Бабочек, пчел, шмелей, муравьев.)
16) Почему раков называют санитарами водоемов? (они очищают водоем от погибших животных, они всеядны)
17) Какие продукты получают от пчеловодства? (Мед, прополис, перга и т.д.)
18) Почему паук черная вдова получил такое название? (после спаривания самка съедает самца)
(Продолжительность 4 минуты.)
6. Конкурс художников (зоошутка) ( слайд 37)
Учитель:
На экране появилось изображение фантастического животного. Из частей каких насекомых оно составлено?
(Слайды 38-39)
(Продолжительность 2 минуты)
7. Торговый ряд «Охрана членистоногих» (слайд 40)
Учащиеся отвечают на вопросы:
1) Что такое Красная книга?
2) Каких вы знаете ракообразных, занесенных в Красную книгу? (слайды 41-44)
3) Какую пользу приносят муравьи?
4) Самый прожорливый хищник среди насекомых? (стрекоза)
5) Какое насекомое опыляет красный клевер? (шмель) (слайд 45)
6) Назовите представителя класса Паукообразные, занесенного в Красную книгу РБ? (Большой сплавный паук) (слайд 46)
7) Назовите бабочек, занесенных в Красную книгу РБ, обитающих в Жлобинском районе? (Малый павлиний глаз, Многоглазка, Медведица Геба, Зеринтия Поликсена, Переливица большая, Перламутровка болотная) (слайды 47-51)
8) Какое насекомое приносит пользу, охотясь за насекомыми-вредителями? (божья коровка) (слайд 52)
(Продолжительность 4 минуты)
8.Торговый ряд «Загадочный» (слайд 53)
1. Висит сито, не руками свито. (Паутина) (слайд 54)
2. Кто трижды родится, прежде чем стать взрослым? (Насекомое с полным превращением)
3. Кто в лесу без топоров строит избу без углов? (Муравьи) (слайд 55)
4. Что случается с пчелой после того, как она ужалит? (Погибает)
5. Летит как птица, рычит как бык? (Жук) (слайд 56)
6. Кто над нами вверх ногами? (Муха) (слайд 57)
7. Сама крошка, а зла полмешка. (Оса) (слайд 58)
8. Сам с наперсток, одет в шубу боярина? (Шмель) (слайд 59)
9. Шевельнулись у цветка все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел – он вспорхнул и улетел. (Бабочка) (слайд 60)
10. Самка – кровожадная хищница, а самец – вегетарианец. Что это за животное? (Комар обыкновенный) (слайд 61)
11.У этих насекомых самцы имеют незапятнанную белую «репутацию», а у
самок есть «на совести» черные пятна. Что это за животное?
(Бабочка-капустница) (слайд 62)
12. Это насекомое для сбора 100 г продукта должно посетить 1000000 цветков. Что это за животное? (Пчела) (слайд 63)
13. Прочность этой нити на разрыв вдвое больше прочности стальной нити
такого же диаметра. Что это за нить? (Паутина) (слайд 64)
14. Какой религиозный праздник с древних времен отмечают в народе в честь насекомого? (Медовый спас) (слайд 65)
(Продолжительность 3 минуты.)
9. Торговый ряд «Заморочки» (слайд 66)
Биология – Зоология – Энтомология – ?
А какая наука изучает конкретно только бабочек? Название науки мы узнаем, если выполним задание. (Названия столбцов: Р – ракообразные; П – паукообразные; Н – насекомые. Напротив каждого представителя членистоногих в столбцах есть буквы. Представителем какого класса является животное – та буква и правильная.)
Название животного 1. Медоносная пчела 2. Комар пискун 3. Креветка обыкновенная 4. Муха жигалка 5. Паук-крестовик 6. Морские жёлуди 7. Капустная белянка 8. Таёжный клещ 9. Зелёный кузнечик 10. Рак богомол 11.Тутовый шелкопряд 12. Водяной ослик 13. Степной толстун 14. Жёлтый скорпион 15. Собачий клещ 16. Жук носорог |
Р С В П Б Ж О Л Н Я Р В Л И П Ф Е |
П К И О В Д Щ И Т У А Д М К Г И З |
Н Л Е Р И С Е П Р Е У О Б О Т Ю Я |
ЛЕПИДОПТЕРОЛОГИЯ – наука, изучающая бабочек. Большинство бабочек очень красивы, и за это их люди отлавливают. (Слайд 73)
Рефлексия.
5 пальцев на руке.
Ребята, вам нужно научиться анализировать свои действия и поступки, давайте вместе со мной проведем анализ урока.
У нас на руке 5 пальцев
М) мизинец, какие мысли и новые знания вы получили на этом уроке?
Б) безымянный, близка ли цель урока, все ли у нас получилось?
С) средний, состояния ума, духа, и мыслей.
У) указательный, какие услуги оказали вы себе на уроке, а может быть, это были медвежьи услуги для других.
Б) большой, бодрость тела, что вы сделали для своего здоровья или что вы узнали нового, что можно применить для своего здоровья.
У нас получился кулак, как одно целое, – душа, тело, мысли должны быть вместе, тогда все получиться, мне кажется, что у нас все получилось.
(Продолжительность 3 минуты)
3.Подведение итогов
Ребята, пришло время выяснить, результативным ли был ваш поход на ярмарку. (Выставление отметок согласно рейтинговой шкале)
(Продолжительность 2 минуты)
4. Задание на дом.
1) Взяв за основу слово «насекомое» составить кроссворд, используя названия видов класса насекомые.
2) Взяв за основу слово «членистоногие» составить кроссворд, используя названия видов класса ракообразные и паукообразные.
(Продолжительность 1минута)
Спасибо за урок.
Приложение.
(Дополнительные вопросы)
- Уникальный памятник поставлен в австралийском городе Бунарга. Фермеры поставили его в честь животных, спасших город от зарослей кактуса. С кактусами не могли справиться даже тракторы, хотя у них есть деталь – тезка данных животных. Что это за животные? (Гусеницы бабочек).
- В Мексике готовят оригинальное блюдо из общественных насекомых. По содержанию белка блюдо не уступает традиционным кушаньям из мяса, молока, яиц. Назовите насекомых. (Муравьи)
- Это членистоногое уничтожает насекомых едва ли не больше, чем птицы. Что это за животное? (Паук)
- Ракообразное, тезка известного поэта. Что это за животное? (Омар)
- Самое страшное по свойствам животное. Ежегодно в Африке от болезни, переносчиком которой оно является, умирает 1000000 детей. О каком животном, представителе класса Насекомые, идет речь? (Малярийный комар)
Литература:
- Молис С.С., Молис С.А. Активные формы и методы обучения биологии: Животные: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1988. – 176 с.
- Камлюк Л.В. Биология : учеб. пособие для 8-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения / Л.В. Камлюк, Е.С.Шалапенок. – 3-е изд., доп. – Минск : Нар. асвета, 2010. – 222 с. : ил.
- Лисов Н.Д. Тетрадь для лабораторных работ и практических заданий по биологии для 8 класса : Прил. к учеб. «Биология» для 8-го кл. общеобразоват. шк. (авт. Л.В. Камлюк, Е.С.Шалапенок, О.Р. Александрович): Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений с рус. яз. Обучения / Н.Д. Лисов, З.И. Шелег. – 4-е изд. – Мн.: Аверсэв, 2004. – 128 с.: ил. – (Рабочие тетради).