Ванина Валентина Фёдоровна,
учитель биологии высшей категории
ГУО «Гимназия № 1 г.Жлобина»
Урок обобщающий, заключительный в системе уроков по теме «Класс Земноводные, или Амфибии». Знания и умения учащихся уже сформированы в процессе изучения темы. На данном уроке материал обобщается, закрепляется, дается новая информация о бережном отношении к земноводным.
Урок нестандартный, такая форма урока взята, чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся и развивать интерес к предмету. Все использованные методы, приемы и средства обучения соответствуют задачам урока. На уроке есть момент самостоятельной работы учащихся (составление фишбоуна, кластера и линии сравнения). Эти работы затем оцениваются учителем. Для учащихся создается лист самооценки, где они отмечают набранные баллы.
Творчество на уроке также присутствует: ребята, готовясь к уроку, пишут письма в редакцию, составляют «ромашку вопросов», рисуют рисунки по данной теме.
На данном уроке присутствует атмосфера сотрудничества. В ходе урока формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Ни один ученик не остается пассивным, каждую минуту урока ребята заняты мыслительной деятельностью.
Тема: Экспедиция в страну Земноводных
Цель урока:
- Создать условия для обобщения и ситематизации знаний учащихся по теме, проверить степень усвоения материала.
- Стимулировать познавательную активность учащихся, развивать интерес к предмету, смекалку, эрудицию, умение быстро и четко формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать, применять свои знания при решении практических вопросов, умение работать с дополнительной литературой.
- Воспитывать чувство любви и бережного отношения к животным, чувство ответственности за «братьев наших меньших».
Оборудование: лист самооценки для каждого учащегося, карточки с заданиями
Ход урока
I. Мотивация
Летний дождь. Иногда он долгожданный – после длительной сухой погоды. Иногда на него ворчат, если льет он каждый день. Любителей помокнуть под дождем встретишь не часто. Но они есть. Прыг – прыг. И она уже под яблоней. Такая деловая. Раз – язык наружу, пришлепнул кого-то и втянулся вместе с жертвой в рот. Глаза исчезли: они помогли протолкнуть лакомый кусочек. Но вот они снова вынырнули. Выпуклые и очень красивые. Да, это лягушка. Самая обычная травяная, по бокам головы – темные пятна, это ее отличие. Именно с этими земноводными мы знакомимся в раннем детстве. Насчитывается 2 600 видов земноводных. Куда бы мы ни пошли, повсюду встречаем их: земноводные неотъемлемая часть природы.
II. Обобщение и систематизация знаний
Сегодня мы продолжим разговор о земноводных. И отправимся в экспедицию. Наша экспедиция будет иметь определенные этапы. В ходе экспедиции мы систематизируем имеющиеся знания и получим новые. Каждый этап экспедиции будет преследовать определенную цель. Вклад каждого в работу экспедиции, ваши знания и умения будут оценены мною по записям в экспедиционных дневниках. (Приложение 1)
Как известно, любой экспедиции предшествует тщательная подготовка, поэтому мы должны проверить свою готовность.
I этап. Проверка снаряжения. «Что возьмем с собой в дорогу?»
Импровизированный рюкзачок (в нем карточки с основными понятиями и терминами). На данном этапе проверяем термины.
Амфибии, батрахология, стегоцефаллы, метаморфоз, резонаторы, барабанная перепонка, клоака.
II этап. «Метеосводка» (живые барометры)
Наши предки на Руси использовали лягушку в качестве живого домашнего барометра. А Вы слышали когда-нибудь о лягушке барометре? Надеюсь, что да. И все же проверим это… У нас есть лягушка, банка и деревянная лесенка. Как будет вести себя лягушка при разных погодных условиях? (Плохая погода (дождь) – поднимается по лесенке. Переменная погода – спускается по лесенке. Солнечная сухая – барахтается в воде. По наблюдениям натуралистов лягушачий барометр гарантирует точность показаний на 90 – 95%.)
III этап. «Восстанови порядок».
На пути следования нам встретились жаба серая, квакша обыкновенная, лягушка озерная (семьи Жабовые, Квакшевые, Настоящие лягушки). Нам известно, что каждое животное имеет свое определенное место в системе органического мира. Давайте поможем этим земноводным занять свои «места» (т.е. составим правильную цепочку таксономических единиц). На магнитной доске в беспорядке размещаются карточки с названиями таксономических единиц: «семейство», «тип», «класс», «царство», «род», «отряд», «вид». Пример:
Царство Животные
Тип Хордовые
Класс Земноводные
Отряд Бесхвостые
Род — Лягушка
Вид — Лягушка озерная
IV этап. «Установи соответствие»
Нам известно, что современные Земноводные делятся на 3 четко различающихся отряда:
- Безногие
- Бесхвостые
- Хвостатые
а) тритоны; б) лягушки; в) жабы; г) саламандры; д) червяги.
Даны отряды земноводных и представители, найдите соответствие.
V этап. «По словесному портрету догадайся, кто же это?»
- Подрастала — хвост растила,
Платье темное носила.
Подросла – зеленой стала,
Хвост на весла поменяла (лягушка) - 2. Именно про нее сложились всевозможные небылицы. Если ее встретишь, то
поймать совсем просто.
В руке она кажется суховатой, но вдруг вся намокает. Эта выделяемая кожей жидкость ядовита, и если она попадет в рот или глаза, то жжет, но никаких бородавок от нее не бывает… Едкие выделения – это единственная защита этих очень полезных и симпатичных животных. (Жаба)
- Они безобидны и симпатичны, не спеша, скользят меж листьев водных
растений, лежат на иле, раскинув лапки, будто бы в ленивой задумчивости.
Всплывут глотнуть воздуха и, пустив воздушный пузырь, уходят
вертикально вниз, энергично работая хвостом. Пруды – их временный дом.
Потом они живут в тени лесов, кустарников, парков, в сырых оврагах. С
октября по апрель спят, а в апреле покидают зимние квартиры и движутся к
воде. (Тритоны) - Форма, размер и рисунок этих пятен у каждой из них особенные.
Отправляются ненадолго весной или летом к ручьям, чтобы родить в воде
детенышей, а осенью на зимовку в свои владения. Насильственно
переселенные, на новом месте не живут, даже если оно лучше прежнего.
Уходят. Ищут родной дом. И на зимовках верны одним и тем же гнилым
пням, подкорневым подземельям, кучам корней и листвы. (Саламандры)
VI этап. «Обработка материала»
На уроках мы изучаем земноводных, поближе знакомимся с ними. А теперь пришла пора обработать полученную информацию. Ваши экспедиционные дневники лежат перед Вами. Давайте попытаемся обработать полученную информацию, используя некоторые приемы критического мышления.
Работаем по вариантам (Приложение 2)
I вариант |
II вариант |
III вариант |
Кластер «Скелет лягушки» |
Фишбоун «Системы органов земноводных» |
Линия сравнения «Черты приспособленности земноводных к наземной и водной среде» |
VII этап. «Ромашка вопросов»
А вот и поле ромашек. Ромашки доверчиво склоняют головки к нашим ногам. Но среди всех ромашек я вижу особенную – ромашку вопросов (ромашку Блума). Давайте попытаемся ответить на вопросы этой ромашки.
Вопросы:
1. Простой
Почему земноводных называют первыми «слюнтяями планеты»?
2. Уточняющий
Если я правильно поняла, то у земноводных имеются «цистерны» для накопления воды?
3. Интерпретационный (объясняющий)
Можно ли сделать рентген грудной клетки лягушки?
4. Творческий
«Хотите – поверьте, хотите – проверьте,
весной я была на прекрасном концерте.
В зеленые двери озерного зала
Толпа проходила, бежала, влетала.
Расселись по кочкам и островкам,
По разным прекрасным зеленым местам.
Затихли зеленые шумы вокруг…
Солист из воды, хорошея,
восстал в угаре игры
И вздулись попарно на шее,
Прозрачно синея, шары.
Что представляют собой эти шары? Какую роль они выполняют?
5. Оценочный
Чем посадка жабы отличается от посадки лягушки?
6. В «черном ящике» находится предмет, который используют для подводного
плавания. В основу его конструкции были положены особенности строения
задних конечностей лягушки. Какой предмет находится в черном ящике?
VIII этап. « Здесь живем мы»
Ребята, наш маршрут лежит к водоему. А вот и он. Но что это? Мы встретим рисунок лягушки с поднятой лапкой, а в лапке плакат с надписью «Здесь живем мы»
Кто поставил этот знак и что он означает?
Пора и нам позаимствовать это новшество и шире использовать в нашем районе.
А что ещё Вы знаете об охране земноводных?
В Великобритании под колесами автомобилей гибло огромное количество земноводных и тогда по настоянию общества сохранения фауны и флоры стали строить подземные переходы для земноводных. Это тоннели d = 20см, которые постоянно увлажняются.
Учитель: Все ли земноводные чувствуют себя хорошо и уютно на земле? Хозяйственная деятельность человека оказывает на них пагубное действие. Земляные работы, вырубка лесов, загрязнение водоемов приводят к исчезновению естественных местообитаний земноводных. Особенно страдают от ядохимикатов жабы и лягушки, живущие на полях, в садах и огородах. Поедая насекомых содержащих ядохимикаты, они накапливают в себе смертельную дозу ядов и погибают, поэтому земноводные – хороший указатель благополучия среды.
В фауне Беларуси – 2 вида занесены в Красную книгу (камышовая жаба, гребенчатый тритон).
Только защищая природу от вредных последствий своей деятельности, мы можем сохранить и самих себя.
Коль суждено дышать нам воздухом одним,
Давайте же на век мы все объединимся.
Давайте наши души сохраним.
Тогда мы на земле и сами сохранимся!
IX этап «Подведение итогов»
А теперь вернемся в класс и подведем итоги экспедиции.
Так почему же во всем цивилизованном мире земноводным поют дифирамбы и ставят памятниками?
Кто и за что поставил памятник лягушке? (Токио, Париж)
1. Ученые биологи и медики за многочисленные открытия и эксперименты
- Фермеры жабам, поедающим большое количество насекомых вредителей, их личинок, моллюсков
- Гурманы лягушкам и их лапкам (Франция, США)
Значение земноводных - пища для животных и человека
- поедают вредных насекомых, их личинки
- объект науки, классические лабораторные животные
- слизь кожных выделений (ядовитые вещества) используют охотники и медики
- человек содержит в аквариумах и террариумах земноводных для красоты.
В нашу школьную редакцию пришло много писем, в которых вы пишите о встрече с земноводными, об отношении к ним. Ваши письма очень добрые, чувственные и мне хочется верить, что никто и никогда из Вас не посмеет обидеть «братьев наших меньших».
III. Рефлексия
- Понравилась ли Вам наша экспедиция?
- Покажите жестом свой вклад в работу экспедиции.
Приложение 1
Экспедиция в страну Земноводных
Лист самооценки
Этап |
Полный ответ |
Неполный ответ |
Этап I. Проверка снаряжения: «Что возьмем с собой в дорогу?» | ||
Этап II. «Метеосводка» | ||
Этап III. «Установи соответствие» | ||
Этап I V. «Восстанови порядок» | ||
Этап V. «По словесному портрету догадайся, кто же это?» | ||
Этап VI. «Обработка материала» | ||
Этап VII. «Ромашка вопросов» | ||
Этап VIII. «Здесь живем мы» | ||
Этап IX. Подведение итогов |
Полный ответ в 1 б.
Неполный в 0,5 б.
Приложение 2
Назовите черты приспособленности земноводных к наземной и
водной среде
К наземной среде |
К водной среде |
1. |
1.2.
2.3.
3.4.
5.
Составьте фишбоун «Системы органов земноводных»
Составьте кластер «Скелет лягушки»
Скелет лягушки
__________________ ____________________
_________________ _____________
____________ _____________
______________ ___________
____________ ____________
_____________ _____________
_____________
Литература:
- Литинецкий И.Б. Изобретатель природы. – М.: Знание, 1986. – 208 с.
- Камлюк Л.В. Биология : учеб. пособие для 8-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения / Л.В. Камлюк, Е.С.Шалапенок. – 3-е изд., доп. – Минск : Нар. асвета, 2010. – 222 с. : ил.
- Книга для учащихся. В 3 кн. Кн. 1: Пер. с нем. Под общей редакцией К.Певз – Хокс, Э.Цабель – Мн.: Нар. асвета, 2002.
- Шариков К.Е. Необыкновенные явления в растительном и животном мире. – Мн.: «Ураджай», 1978.