Обобщение знаний по теме «Класс Земноводные, или Амфибии»

Ванина Валентина Фёдоровна,

учитель биологии высшей категории

ГУО «Гимназия № 1 г.Жлобина»

 

Урок обобщающий, заключительный в системе уроков по теме «Класс Земноводные, или Амфибии». Знания и умения учащихся уже сформированы в процессе изучения темы. На данном уроке материал обобщается, закрепляется, дается новая информация о бережном отношении к земноводным.

Урок нестандартный, такая форма урока взята, чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся и развивать интерес к предмету. Все использованные методы, приемы и средства обучения соответствуют задачам урока. На уроке есть момент самостоятельной работы учащихся (составление фишбоуна, кластера и линии сравнения). Эти работы затем оцениваются учителем. Для учащихся создается лист самооценки, где они отмечают набранные баллы.

Творчество на уроке также присутствует: ребята, готовясь к уроку, пишут письма в редакцию, составляют «ромашку вопросов», рисуют рисунки по данной теме.

На данном уроке присутствует атмосфера сотрудничества. В ходе урока формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Ни один ученик не остается пассивным, каждую минуту урока ребята заняты мыслительной деятельностью.

Тема: Экспедиция в страну Земноводных

Цель урока:

  1. Создать условия для обобщения и ситематизации знаний учащихся по теме, проверить степень усвоения материала.
  2. Стимулировать познавательную активность учащихся, развивать интерес к предмету, смекалку, эрудицию, умение быстро и четко формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать, применять свои знания при решении практических вопросов, умение работать с дополнительной литературой.
  3. Воспитывать чувство любви и бережного отношения к животным, чувство ответственности за «братьев наших меньших».

Оборудование: лист самооценки для каждого учащегося, карточки с заданиями

Ход урока

I. Мотивация

Летний дождь. Иногда он долгожданный – после длительной сухой погоды. Иногда на него ворчат, если льет он каждый день. Любителей помокнуть под дождем встретишь не часто. Но они есть. Прыг – прыг. И она уже под яблоней. Такая деловая. Раз – язык наружу, пришлепнул кого-то и втянулся вместе с жертвой в рот. Глаза исчезли: они помогли протолкнуть лакомый кусочек. Но вот они снова вынырнули. Выпуклые и очень красивые. Да, это лягушка. Самая обычная травяная, по бокам головы – темные пятна, это ее отличие. Именно с этими земноводными мы знакомимся в раннем детстве. Насчитывается 2 600 видов земноводных. Куда бы мы ни пошли, повсюду встречаем их: земноводные неотъемлемая часть природы.

II. Обобщение и систематизация знаний

 

Сегодня мы продолжим разговор о земноводных. И отправимся в экспедицию. Наша экспедиция будет иметь определенные этапы. В ходе экспедиции мы систематизируем имеющиеся знания и получим новые. Каждый этап экспедиции будет преследовать определенную цель. Вклад каждого в работу экспедиции, ваши знания и умения будут оценены мною по записям в экспедиционных дневниках. (Приложение 1)

Как известно, любой экспедиции предшествует тщательная подготовка, поэтому мы должны проверить свою готовность.

 

I этап. Проверка снаряжения. «Что возьмем с собой в дорогу?»

Импровизированный рюкзачок (в нем карточки с основными понятиями и терминами). На данном этапе проверяем термины.

Амфибии, батрахология, стегоцефаллы, метаморфоз, резонаторы, барабанная перепонка, клоака.

 

II этап. «Метеосводка» (живые барометры)

Наши предки на Руси использовали лягушку в качестве живого домашнего барометра. А Вы слышали когда-нибудь о лягушке барометре? Надеюсь, что да. И все же проверим это… У нас есть лягушка, банка и деревянная лесенка. Как будет вести себя лягушка при разных погодных условиях? (Плохая погода (дождь) – поднимается по лесенке. Переменная погода – спускается по лесенке. Солнечная сухая – барахтается в воде. По наблюдениям натуралистов лягушачий барометр гарантирует точность показаний на 90 – 95%.)

 

III этап. «Восстанови порядок».

На пути следования нам встретились жаба серая, квакша обыкновенная, лягушка озерная (семьи Жабовые, Квакшевые, Настоящие лягушки). Нам известно, что каждое животное имеет свое определенное место в системе органического мира. Давайте поможем этим земноводным занять свои «места» (т.е. составим правильную цепочку таксономических единиц). На магнитной доске в беспорядке размещаются карточки с названиями таксономических единиц: «семейство», «тип», «класс», «царство», «род», «отряд», «вид». Пример:

Царство Животные

Тип Хордовые

Класс Земноводные

Отряд Бесхвостые

Род — Лягушка

Вид — Лягушка озерная

 

IV этап. «Установи соответствие»

Нам известно, что современные Земноводные делятся на 3 четко различающихся отряда:

  1. Безногие
  2. Бесхвостые
  3. Хвостатые

а) тритоны; б) лягушки; в) жабы; г) саламандры; д) червяги.

Даны отряды земноводных и представители, найдите соответствие.

 

V этап. «По словесному портрету догадайся, кто же это?»

  1. Подрастала — хвост растила,
    Платье темное носила.
    Подросла – зеленой стала,
    Хвост на весла поменяла     (лягушка)
  2. 2.     Именно про нее сложились всевозможные небылицы. Если ее встретишь, то
    поймать совсем просто.

В руке она кажется суховатой, но вдруг вся намокает. Эта выделяемая кожей жидкость ядовита, и если она попадет в рот или глаза, то жжет, но никаких бородавок от нее не бывает… Едкие выделения – это единственная защита этих очень полезных и симпатичных животных. (Жаба)

  1. Они безобидны и симпатичны, не спеша, скользят меж листьев водных
    растений, лежат на иле, раскинув лапки, будто бы в ленивой задумчивости.
    Всплывут глотнуть воздуха и, пустив воздушный пузырь, уходят
    вертикально вниз, энергично работая хвостом. Пруды – их временный дом.
    Потом они живут в тени лесов, кустарников, парков, в сырых оврагах. С
    октября по апрель спят, а в апреле покидают зимние квартиры и движутся к
    воде. (Тритоны)
  2. Форма, размер и рисунок этих пятен у каждой из них особенные.
    Отправляются ненадолго весной или летом к ручьям, чтобы родить в воде
    детенышей, а осенью на зимовку в свои владения. Насильственно
    переселенные, на новом месте не живут, даже если оно лучше прежнего.
    Уходят. Ищут родной дом. И на зимовках верны одним и тем же гнилым
    пням, подкорневым подземельям, кучам корней и листвы. (Саламандры)

 

VI этап. «Обработка материала»

На уроках мы изучаем земноводных, поближе знакомимся с ними. А теперь пришла пора обработать полученную информацию. Ваши экспедиционные дневники лежат перед Вами. Давайте попытаемся обработать полученную информацию, используя некоторые приемы критического мышления.

Работаем по вариантам (Приложение 2)

 

I вариант

II вариант

III вариант

Кластер «Скелет лягушки»

Фишбоун «Системы органов земноводных»

Линия сравнения «Черты приспособленности земноводных к наземной и водной среде»

 

VII этап. «Ромашка вопросов»

А вот и поле ромашек. Ромашки доверчиво склоняют головки к нашим ногам. Но среди всех ромашек я вижу особенную – ромашку вопросов (ромашку Блума). Давайте попытаемся ответить на вопросы этой ромашки.

Вопросы:

1. Простой

Почему земноводных называют первыми «слюнтяями планеты»?

2. Уточняющий

Если я правильно поняла, то у земноводных имеются «цистерны» для накопления воды?

3. Интерпретационный (объясняющий)

Можно ли сделать рентген грудной клетки лягушки?

4. Творческий

«Хотите – поверьте, хотите – проверьте,

весной я была на прекрасном концерте.

В зеленые двери озерного зала

Толпа проходила, бежала, влетала.

Расселись по кочкам и островкам,

По разным прекрасным зеленым местам.

Затихли зеленые шумы вокруг…

Солист из воды, хорошея,

восстал в угаре игры

И вздулись попарно на шее,

Прозрачно синея, шары.

Что представляют собой эти шары? Какую роль они выполняют?

5. Оценочный

Чем посадка жабы отличается от посадки лягушки?

6. В «черном ящике» находится предмет, который используют для подводного
плавания. В основу его конструкции были положены особенности строения
задних конечностей лягушки. Какой предмет находится в черном ящике?

 

VIII этап. « Здесь живем мы»

Ребята, наш маршрут лежит к водоему. А вот и он. Но что это? Мы встретим рисунок лягушки с поднятой лапкой, а в лапке плакат с надписью «Здесь живем мы»

Кто поставил этот знак и что он означает?

Пора и нам позаимствовать это новшество и шире использовать в нашем районе.

А что ещё Вы знаете об охране земноводных?

В Великобритании под колесами автомобилей гибло огромное количество земноводных и тогда по настоянию общества сохранения фауны и флоры стали строить подземные переходы для земноводных. Это тоннели d = 20см, которые постоянно увлажняются.

Учитель: Все ли земноводные чувствуют себя хорошо и уютно на земле? Хозяйственная деятельность человека оказывает на них пагубное действие. Земляные работы, вырубка лесов, загрязнение водоемов приводят к исчезновению естественных местообитаний земноводных. Особенно страдают от ядохимикатов жабы и лягушки, живущие на полях, в садах и огородах. Поедая насекомых содержащих ядохимикаты, они накапливают в себе смертельную дозу ядов и погибают, поэтому земноводные – хороший указатель благополучия среды.

В фауне Беларуси – 2 вида занесены в Красную книгу (камышовая жаба, гребенчатый тритон).

Только защищая природу от вредных последствий своей деятельности, мы можем сохранить и самих себя.

Коль суждено дышать нам воздухом одним,

Давайте же на век мы все объединимся.

Давайте наши души сохраним.

Тогда мы на земле и сами сохранимся!

 

IX этап «Подведение итогов»

А теперь вернемся в класс и подведем итоги экспедиции.

Так почему же во всем цивилизованном мире земноводным поют дифирамбы и ставят памятниками?

Кто и за что поставил памятник лягушке? (Токио, Париж)

1. Ученые биологи и медики за многочисленные открытия и эксперименты

  1. Фермеры жабам, поедающим большое количество насекомых вредителей, их личинок, моллюсков
  2. Гурманы лягушкам и их лапкам (Франция, США)
    Значение земноводных
  3. пища для животных и человека
  4. поедают вредных насекомых, их личинки
  5. объект науки, классические лабораторные животные
  6. слизь  кожных  выделений  (ядовитые  вещества)  используют  охотники  и медики
  7. человек содержит в аквариумах и террариумах земноводных для красоты.

В нашу школьную редакцию пришло много писем, в которых вы пишите о встрече с земноводными, об отношении к ним. Ваши письма очень добрые, чувственные и мне хочется верить, что никто и никогда из Вас не посмеет обидеть «братьев наших меньших».

 

III. Рефлексия

  • Понравилась ли Вам наша экспедиция?
  • Покажите жестом свой вклад в работу экспедиции.

 

Приложение 1

Экспедиция в страну Земноводных

Лист самооценки

Этап

Полный ответ

Неполный ответ

Этап I. Проверка снаряжения: «Что возьмем с собой в дорогу?»
Этап II. «Метеосводка»
Этап III. «Установи соответствие»
Этап I V. «Восстанови порядок»
Этап V. «По словесному портрету догадайся, кто же это?»
Этап VI. «Обработка материала»
Этап VII. «Ромашка вопросов»
Этап VIII. «Здесь живем мы»
Этап IX. Подведение итогов

Полный ответ в 1 б.

Неполный в 0,5 б.

Приложение 2

Назовите черты приспособленности земноводных к наземной и

водной среде

К наземной среде

К водной среде

1.

1.2.

2.3.

3.4.

5.

 

Составьте фишбоун «Системы органов земноводных»

 

Составьте кластер «Скелет лягушки»

 

Скелет лягушки

 

 

 

 

 

                                __________________                     ____________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   _________________                     _____________

 

 

 

 

                    ____________                                 _____________

                                                   ______________                               ___________

 

 

 

 

 

                                                    ____________                                ____________

 

 

 

 

                                                   _____________                              _____________

 

 

 

 

                                                   _____________

 

 

Литература:

  1. Литинецкий И.Б. Изобретатель природы. – М.: Знание, 1986. – 208 с.
  2. Камлюк Л.В. Биология : учеб. пособие для 8-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения / Л.В. Камлюк, Е.С.Шалапенок. – 3-е изд., доп. – Минск : Нар. асвета, 2010. – 222 с. : ил.
  3. Книга для учащихся. В 3 кн. Кн. 1: Пер. с нем. Под общей редакцией К.Певз – Хокс, Э.Цабель – Мн.: Нар. асвета, 2002.
  4. Шариков К.Е. Необыкновенные явления в растительном и животном мире. – Мн.: «Ураджай», 1978.